По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2

Что надо знать медсестре о причинах ранней подростковой беременности

Мензул Е. В. кандидат психол. наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики, психологии и психолингвистики E-mail: lenamenzul@rambler.ru, государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации 443099, г. о. Самара, ул. Чапаевская, дом 89
Рязанцева Н. М. старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и психолингвистики E-mail: nataly-ryz@mail.ru, государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации 443099, г. о. Самара, ул. Чапаевская, дом 89
Техтелева Н. В. канд. психол. наук, доцент кафедры педагогики, психологии и психолингвистики E-mail: Tehteleva@list.ru государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации 443099, г. о. Самара, ул. Чапаевская, дом 89

Статья посвящена проблеме ранней подростковой беременности, рассматриваются социально-психологические и психофизиологические факторы, определяющие причины ранней подростковой беременности

Литература:

1. Буленкова, Н. А. Школа воспитания девушек — Воспитание школьников. 2001. — № 7. — С. 26–29

2. Василькова, Ю. В. Семья «Маленькая мама» — Методика и опыт работы социального педагога. — М.: Академия, 2001. — С. 46–47

3. Вульфов, Б. З. Время взрослых поступков: Диалоги о школьной юности и ее проблемах /Б. З. Вульфов, В. Д. Иванов. — М.: Новая школа, 1993. — С. 12–14.

4. Гребенникова, Н. В. Психология семьи: Учебник для вузов. / Н. В. Гребенникова, Е. В. Гурова, Е. Г. Суркова, Г. Г. Филиппова. — М., 2014. — С. 34–48

5. Дубровинская, Н. В. Психофизиологическая характеристика подросткового возраста. Психофизиология человека. — 2015. — Т .41. — № 2. — С. 113–122

6. Журавлева, И. В. Здоровье детей и подростков в России: социологические аспекты/ И. В. Журавлева, Н. В. Лакомова // Социологический ежегодник. — 2016. — С. 293–307

7. Зайцев, Г. К. Половое воспитание подростков: ценностное отношение к здоровью/ Г. К. Зайцев, А. Г. Зайцев, Т. Г. Харитонова//Вопросы психологии. 2002. — № 3. — С. 33–41

8. Колпакова, М. Ю. Диалог с несовершеннолетними матерями. Воспитание школьников. — 2001. — № 3. — С. 41–44.

9. Михайлин, Е. С. Психологические аспекты подростковой беременности. — Е. С. Михайлин, И. Б. Деменцов //— Фундаментальные исследования. — 2015. — № 11. — С. 199–203

10. Нефедова, А. В. Психология девиантного поведения: курс лекций.— Владимир: Издво ВлГУ, 2015. — С. 23–67.

11. Скворцова, Е. С. Подростки и психоактивные вещества// Медицинская помощь. — 2014. — № 1. — С. 9.

12. Юрьев, В. К.  Влияние социальных факторов на  медицинскую активность беременных/В. К. Юрьев, Ц. М. Теблеев, В. Г. Пузырев //Здоровье и образование в XXI веке. — 2016. — Т.18. — № 2. — С. 336–341.

Согласно данным ученых, изучающих проблему (АнтоновА. И. , Каган В. Е., Кондратьев М. Ю. и др.) в последние десятилетия сексуальное и репродуктивное поведение подростков претерпевает существенные изменения. Снижение возраста наступления менархе, вызванное акселерацией, увеличение среднего возраста вступления в брак, ослабление влияния семьи, разрушение традиционных обычаев, отвергающих внебрачный секс, женское равноправие, влияние средств массовой информации способствуют проявлению ранней добрачной сексуальной активности молодежи, что в сочетании с недостаточным уровнем полового просвещения и недостаточным использованием противозачаточных средств приводят к росту числа неожиданных беременностей у подростков. Это связано со значительным распространением добрачных связей. Так примерно 62 % юношей и девушек начинают половую жизнь до 18 лет (Финогеева Е. Ф., Захарова Н. В., Линёва О. И.). Определение психологических причин, приводящих к ранней подростковой беременности, позволит организовать профилактическую работу, направленную на устранение причин раннего начала половой жизни среди девушек-подростков.

В настоящее время увеличивается рождение детей несовершеннолетними вне брака. Обзор научной литературы позволяет выделить следующие психофизиологические и психосоциальные причины возникновения подростковой беременности:

1. Психофизиологические. К ним относятся психофизиологические изменения в организме девушки, связанные с половым созреванием. Причем эти механизмы могут протекать как в нормальном порядке, так и в различного вида отклонениях, к которым мы отнесем бурное психофизическое развитие и раннюю сексуальность.

2. Собственно психологические — личностные психологические особенности и психология взаимоотношений в семье.

К первым относятся такие психологические особенности личности, как неразвитость духовных потребностей, отсутствие устойчивых положительных интересов, склонность к экспериментированию, преобладание независимого характера, легкая внушаемость, податливость. Кроме этого, необходимо отметить мотивации раннего начала половой жизни, вытекающие из психологических особенностей личности: любопытство, самоутверждение, сильная эмоциональная привязанность, жажда удовольствий (мы не рассматриваем мотивации и причины раннего начала половой жизни, не связанные с психологическими особенностями личности: насилие, финансовый мотив и пр.).

Для Цитирования:
Мензул Е. В., Рязанцева Н. М., Техтелева Н. В., Что надо знать медсестре о причинах ранней подростковой беременности. Медсестра. 2018;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: