По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Что мешает полететь народному сельскохозяйственному дрону?

Проблема сельхозобработки полей авиацией в России приобретает крайне болезненный характер в свете Указа «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Указ предполагает двукратное увеличение валютной выручки в сельском хозяйстве, а этого можно добиться применением специальных технологий. Авиационно-химические работы — одна из них. Сейчас этот рынок обслуживают частные компании — эксплуатанты авиаработов. К сожалению, в борьбе за «безопасность» «с водой выплеснули ребенка». Легальная, по мнению Минтранса России, деятельность этих компаний приостановлена телеграммой Росавиации от 27.09.2018 № 2 707 700, разорван хозяйственный цикл подготовки авиаторов к сезону, не заключаются новые контракты, рынок уходит в «серую» и «черную» зону, выполнение указа под угрозой.

Движение пилотов авиации общего назначения «Профсоюз АОН» уже оценило только грядущие прямые убытки сельскохозяйственной отрасли в 120 млрд руб.

Чтобы понимать более наглядно: вывод одного самолета из сельхозработ примерно эквивалентен потере 30 тыс. т экспортного зерна высшего сорта, а это — один океанский зерновоз. Сейчас на землю посадили более 240 самолетов и вертолетов. Умножайте сами. Подробный «разбор полетов» — тема отдельной статьи. Посчитать же возможные убытки от лесных пожаров, нашествия саранчи и прочих возможных бедствий просто невозможно. Но можно вспомнить пожары Калифорнии 2018 г. Более 1000 погибших. Более 10 тыс. сгоревших домов. Более 300 тыс. оставшихся без крова. Не будем нагнетать, все ж в Минтрансе не дураки сидят, разберутся. Но на прощание с темой — еще несколько цифр. Час полета государственного вертолета Ми-8 на лесоохране составляет порядка 300 тыс. руб. Час полета частного СП-30 или 172-й «Цессны» — 15 тыс. руб.

Мне всегда нравилась теория заговора. И я ее сразу нашел. Единственный участник сельхозрынка, нуждающийся в монополии на самолеты, — это «Ростех», который жестко пиарит свои углепластиковые и полностью не ремонтопригодные в полевых условиях самолеты Т-500 по 20 млн руб. (можно купить примерно четыре «бензиновых» самолета Ан-2 после капремонта или два самолета АН-2-ТВС с «керосиновым» двигателем). Кстати, Ан-2 примерно в 5 раз больше по объему и грузоподъемности бака ядохимикатов и существенно дешевле по летному часу. Цена Т-500 практически в 15 раз выше дешевых «запрещенных» самолетов, которые успешно опыляют поля сейчас.

Да и дата (27 сентября) телеграммы Росавиации о запрете полетов ЕЭВС (единичных экземпляров воздушных судов, к которым относится примерно 99 % сельскохозяйственных самолетов) удивительно совпадает с началом продаж (11 сентября 2018 г.) первого самолета Т-500. Который хоть и продан всего в одном экземпляре, но зато сертифицирован (парадокс — продали один, но он зато имеет сертификат типа, остальных сотни — а сертифицировать их невозможно, они ЕЭВС). Но это лишь авторское мнение. Хотя можно и вспомнить недавние слова В. В. Путина: дорогие машины от «Ростеха» — это удар по малому бизнесу. Плюс создание безальтернативных монополий явно должно заинтересовать ФАС (Федеральную антимонопольную службу), ну а коррупция в Росавиации (в части постановки на учет и выдачи сертификатов летной годности) давно «переплюнула» соответствующую в ГИБДД. Вот недавний пример, опубликованный в «Известиях». Единственное — там многие вещи описаны с точностью до наоборот. Да и доказанная сумма взятки — смешная. Но берут же.

Для Цитирования:
В. Галенко, Что мешает полететь народному сельскохозяйственному дрону?. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2019;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: