По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Что изменит публикация студенческих работ в российской системе образования?

К.Н. Костюк кандидат политических наук, генеральный директор издательства "Директ-Медиа", руководитель ЭБС "Университетская библиотека онлайн", E-mail: kkostjuk@directmedia.ru

Размещение выпускных квалификационных работ (ВКР) в электроннобиблиотечной системе (ЭБС) вузов позволит создать школу научной публикации студента, что повысит ответственность всех вовлечённых сторон и должно привести к повышению качества отечественного образования. Попытки пойти по пути закрытых решений, напротив, нивелируют положительный эффект от нововведения.

Литература:

1. Боброва Н.А., Солодова Г.Г. Выпускная квалификационная работа как форма научно-исследовательской деятельности студентов.

2. Борисов А.В. О научности отечественных научных публикаций // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2009. — № 1 (37). — С. 31–36.

3. ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. — 2013. — № 2. — С. 17.

4. Малышева О.С., Гильванов Р.Р. Выпускная квалификационная работа бакалавра как средство оценки сформированности профессиональной компетентности // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 1. — С. 129–132.

5. Мачхелян Г.Г. О культуре научных публикаций и выступлений.

6. Уровень жизни населения регионов России. — 2014. — № 1. — С. 130–134.

С 1 января 2016 г. приказ Минобрнауки России от 29.06.2015 № 636 обязал вузы проверять все выпускные квалификационные работы студентов на плагиат с последующим их размещением в электронно-библиотечных системах вузов. Многие вузы уже давно практикуют сбор ВКР в единую базу данных. Но для большинства эта задача встала только сегодня, поставив вопрос о процедурах, ресурсах, целях. Первая практика показывает, что вузы различным образом подходят к задаче публикации ВКР. Для одних это всего лишь дополнительная техническая процедура, ничего не добавляющая к качеству учебного процесса, другие стараются извлечь из этого нововведения дополнительный эффект для повышения конкурентоспособности вуза. На наш взгляд, именно понимание целей и ценностей, заложенных в эту задачу государственным регулятором, должно лежать в основе выбора тех или иных путей её реализации.

Цель, заложенная в основу нормативного требования проверки студенческих работ на заимствования, в целом очевидна. Информационные технологии принесли с собой неведомый прежде размах списывания, упростив донельзя создание учебной работы. Несамостоятельность и отсутствие мотивации к творческой работе, как червь, подтачивают образовательный процесс, превращая его для недобросовестных студентов в фикцию. До сих пор каждый преподаватель решал эту проблему самостоятельно, зачастую опуская руки и не включаясь в борьбу. Ничто так не подрывает стремление учить, как отсутствие желания учиться. Всеобщее требование проверки создаёт «неотвратимость наказания» за плагиат и уже этим обещает коренным образом позитивно повлиять на содержание учебного процесса.

Однако установления барьера на пути имитации учёбы ещё недостаточно для того, чтобы изменить её содержание в положительную сторону. Для тех, кто не списывал раньше, это нововведение не принесло бы ничего нового, если бы в содержании положения об аттестации знания не появилось требование о публикации работ. Понятие научной публикации несёт в себе целую философию, поднимающую весь процесс, связанный с ВКР, на более высокий уровень. До сих пор все квалификационные ра боты трактовались как рукопись, предназначенная для узкого круга лиц. Опубликовать — значит представить результаты своего труда публично, претендовать на универсальную и всеобщую значимость перед лицом всего научного сообщества. И пусть реальное научное содержание работы студента заведомо не может претендовать на научное открытие, по своей форме это полноценное вступление в научное сообщество, возможность начала научной карьеры.

Для Цитирования:
К.Н. Костюк, Что изменит публикация студенческих работ в российской системе образования?. Ректор ВУЗа. 2016;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: