Несколько лет назад любой управляющий магазином при появлении инспектора Роспотребнадзора предоставлял бы для проверки в первую очередь «Уголок покупателя» (особенно Книгу отзывов и предложений) и извлекал на свет сертификаты соответствия продукции. Ситуация изменилась в 2020 году: при упоминании Роспотребнадзора продавцы научились судорожно подтягивать до глаз сползающую маску и поправлять санитайзер.
Все в торговле хорошо знают, какие неприятности можно навлечь на себя, не выполняя требований Роспотребнадзора. Отсутствие масок у персонала магазина было самой частой причиной штрафа в 2020 году. Сумма штрафа магазину начиналась от 30 тыс. руб. и автоматически переводилась на провинившегося сотрудника. Аргументы «Я в ней задыхаюсь», «В перчатках неудобно показывать товар» и т.п. не принимаются. В том числе владельцами бизнеса, которые в результате проверки могли лишиться и гораздо большей суммы, вплоть до миллиона рублей. При и без того непростой ситуации в рознице в прошлом году лишиться даже нескольких десятков тысяч рублей дохода? Уж лучше потратиться на средства защиты, бесконечно читать нотации персоналу и проявлять, надо сказать, обоснованную строгость.
По данным Росстата, в 2020 году на предприятиях торговли было выявлено более 24 тыс. административных правонарушений. Только в Москве владельцы торгового бизнеса лишились, по разным оценкам, более 400 млн руб. из-за несоблюдения мер безопасности в связи с коронавирусной инфекцией.
В общем-то, ничего сложного в соблюдении санитарных и эпидемиологических норм нет, и у хорошего управляющего магазином или владельца бизнеса нет проблем с предстоящей проверкой.
Потребительский надзор России следит за соблюдением законов РФ в области санитарно-эпидемиологической безопасности и защищает права граждан как потребителей. Его деятельность регулируется законами № 294-ФЗ, 52-ФЗ, 29-ФЗ, 157-ФЗ, 2300-1, 3-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 № 554.