На фоне обострившейся в последние годы геополитической обстановки вопрос усиления роли национальных валют, в частности российского рубля, является крайне актуальным. Вводимые санкции, отключение от международных банковских систем передачи данных, зависимость рубля от сырьевого экспорта говорят о необходимости пересмотра мировой валютной системы и роли валют в ней.
В своих внешнеторговых расчетах страна может использовать как мировые, широко распространенные валюты, так и собственную национальную или принадлежащую стране-контрагенту по сделке валюту. Переход на национальную валюту вполне логичен и закономерен при значительном товарообороте между странами, сбалансированном объеме импорта и экспорта, а также желании создать резервы в определенной валюте.
Однако практика показывает, что в силу целого ряда факторов импортеры и экспортеры зачастую предпочитают национальным валютам более распространенные и конкурентоспособные доллар и евро.
Что касается российского рубля, то все последние годы он устойчиво наращивал свои позиции в роли валюты для международных расчетов как с развитыми странами, так и со странами с формирующимися рынками.
Однако положительная тенденция к укреплению в основном наблюдается с торговыми партнерами по ЕАЭС. Так, с 2013 по 2020 г. удельный вес российской валюты в платежах за экспорт и импорт товаров и услуг между государствами — членами ЕАЭС вырос с 61,8 до 71,8 %. При этом даже в рамках этого партнерства российский рубль доминирует только в сделках, где непосредственное участие принимает Россия. В операциях других государств, входящих в союз, все еще превалирует доллар США.
На сегодняшний день на фоне санкционного давления со стороны США и Европы со всеми вытекающими ограничениями и блокировками, сфера применения рубля в первую очередь сосредоточена на развитии сотрудничества со странами СНГ и ЕАЭС, но даже здесь России нужно бороться за достижение доминирующего положения национальной валюты в международных расчетах.