Показатели ритма сердца дифференцируются в зависимости от состояния человека: ЧСС во время сна существенно отличается от частоты сердечных сокращений во время движения. Соответственно, на основе анализа ЧСС можно проанализировать состояние водителя транспортного средства во время стресса.
В науке выделяют несколько возможных методик, позволяющих контролировать бодрствование водителей.
Наиболее известной и перспективной считается физиологическая, действующая на основе анализа электрофизиологических сигналов. Для реализации методики необходимо оценить электроэнцефалографические сигналы головного мозга. Однако ЭФГ сделать не так просто, как это кажется на первый взгляд. Поэтому исследователи, занимающиеся анализом состояния водителя во время движения, считают, что наиболее перспективным будет анализ электрокардиографических сигналов.
Когда человек засыпает, что автоматически пульс снижается менее 60 ударов в минуту. В стрессовом состоянии нервная система автоматически активизируется, сердце начинает работать быстрее, появляется синусовая тахикардия (сердцебиение увеличивается до 90 уд/мин). Однако представленные сведения не могут быть использованы при анализе состояния водителя.
Для режима бодрствования водителя ТС используется методика вариабельности ритма сердца. Под ней в науке понимают изменение параметров сердцебиения в зависимости от определенных внутренних и внешних факторов, которые проявляются в том, что изменяются кардиоинтервалы в цикле. ВСР позволяет оценить напряженность вегетативной нервной системы. Исходный материал для анализа ВСР: одноканальные записи ЭКС.
Для построения кардиоинтерваллограмм будет использован метод RRинтервалов, в рамках которого можно оценить частоту сердечных сокращений (интервал позволяет проверить частоту ударов в течение некоторого времени). Построив огибающую КИГ, вычисляется ее амплитудно-частотный спектр.
Главная проблема при устройстве такой системы — различия поступающих ЭКГ-сигналов.