Может ли администрация муниципального образования купить недвижимое имущество стоимостью свыше 100 тыс. руб. у муниципального предприятия — банкрота в процессе реализации имущества данного предприятия на стадии конкурсного производства? Если да, то в каком порядке, если нет, то почему?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: при описанных обстоятельствах указанное в вопросе имущество не может быть приобретено администрацией муниципального образования.
Обоснование позиции
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) отношения по приобретению недвижимого имущества подпадают под сферу регулирования этого закона. Как видно из ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ, все лица, являющиеся заказчиками в соответствии с п. 5–7 ст. 3 этого закона (включая органы местного самоуправления и бюджетные учреждения), во всех случаях, за отдельными исключениями, установленными в ч. 2 ст. 1 и ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, должны осуществлять свои закупки с соблюдением порядка, предусмотренного этим законом. Случаи приобретения имущества организации-банкрота к таким исключениям не отнесены. Следовательно, потребность заказчиков в приобретении недвижимости должна удовлетворяться с соблюдением порядка, предусмотренного Законом № 44-ФЗ. Этот порядок предполагает, в частности:
— необходимость соблюдения заказчиком правил, в соответствии с которыми осуществляется выбор способа определения контрагента;
— необходимость соблюдения специальных правил определения цены заключаемого контракта (договора);
— необходимость соблюдения сроков и порядка проведения тех или иных закупочных процедур;
— ряд иных особенностей, несоблюдение которых является нарушением.
Порядок реализации имущества должника в рамках дела о банкротстве установлен положениями Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) (см., в частности, п. 3–19 ст. 110 и п. 3 ст. 111 этого закона). Этот порядок прямо не ограничивает возможность участия указанных в вопросе лиц в торгах по продаже имущества должника, однако предполагает, что победителями таких торгов признаются участники, предложившие наиболее высокую цену за предлагаемое имущество.