По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 001.38

«Читатель versus писатель»: к вопросу о публикационной активности университетских преподавателей гуманитарного профиля

Левшин Сергей Вячеславович ассистент Департамента философии и религиоведения ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) Россия, 690091, Владивосток, ул. Суханова, д. 8, e-mail: cyclopz@mail.ru

В работе предпринимается попытка описать основные проблемы, связанные с публикационной активностью преподавателей философии и других гуманитарных дисциплин. Каждый блок проблем рассматривается в соответствии с этапами реализации научного текста: подготовкой текста, написанием и публикацией. Показано, что основные трудности для преподавателя-гуманитария связаны с доступом к актуальной литературе, недостатком времени и средств для пополнения своего человеческого капитала, что негативно сказывается на качестве философского и гуманитарного знания в стране.

Литература:

1. Докучаев И.И. Реформы и агония. Очерки истории высшего образования в постсоветской России / И.И. Докучаев. — СПб.: Астерион, 2017. — 168 с.

2. Заявление Совета по науке при Министерстве образования и науки РФ об особенностях оценки научной работы в гуманитарных науках (исторические науки, искусствоведение, филологические науки, культурология и философия). — 31.03.2016. — Режим доступа: http://sovet-po-nauke.ru/ info/31032016-declaration_hum.

3. «Индекс Хирша» глазами гуманитария. — Режим доступа: https://www. youtube.com/watch?v=ElCIrYUOI40.

4. Краткие рекомендации по подготовке и оформлению научных статей в журналах, индексируемых в международных наукометрических базах данных / Под общ. ред. О.В. Кирилловой. — М., 2017. — 11 c.

5. Nature’s 10. Ten people who mattered this year // Nature 540, 507–515 (22 December 2016).

6. No Deal: German Universities Prepare For Cut-Off From Elsevier Journals. — Режим доступа: https://www.ip-watch.org/2016/12/16/no-dealgerman-universities-prepare-cut-off -elsevier-journals/.

Конечный продукт научной деятельности — новое знание — закрепляется в культурно-коммуникативном пространстве в виде текста. Наиболее удобной и востребованной формой текстовой фиксации и трансляции нового знания является научная статья, что делает ее основной наукометрической единицей для расчета различных показателей. Потому во всем мире лозунг «Publish or perish» выступает принципом академической конкуренции. Россия пытается вступить в этот международный естественный отбор после «майских указов» президента. С этого времени в каждом вузе на каждую кафедру регулярно спускаются «сверху» плановые показатели по публикациям и цитированию.

Особый характер эта ситуация приобретает среди преподавателей-гуманитариев, в том числе философов, поскольку налицо неадекватность представления их научных достижений в наукометрических базах данных. И если на Западе этот вопрос давно решен за счет устоявшегося разделения Natural Science и Humanities, то в России предъявляются одинаковые требования и к «физикам», и к «лирикам», в то время как последние в погоне за рейтингами ceteris paribus очевидно остаются в проигрыше. Все это стало притчей во языцех и даже предметом для шуток [3], когда внезапно выяснилось, что формализм и отчетность в академических кругах — это далеко не конкуренция с ее выявлением лучших.

Цель данной статьи — выделить ряд основных проблем, с которыми сталкиваются преподаватели философии вуза в ходе подготовки, создания и публикации результатов своих исследований в журналах, входящих в международные индексы цитирования1 . Все обозначенные проблемы очень тесно взаимосвязаны, и выделить ключевую, которая объединила бы в себе остальные, достаточно сложно. Рассматриваемые проблемы сгруппированы в соответствии с тремя основными этапами реализации научной статьи: подготовка, написание и публикация. Подобная разбивка, а также возможное детальное членение каждого этапа имеет свои параллели с опубликованными в январе 2017 года «Краткими рекомендациями по подготовке и оформлению научных статей в журналах, индексируемых в международных наукометрических базах данных», разработанными Минобрнауки России [4].

Для Цитирования:
Левшин Сергей Вячеславович, «Читатель versus писатель»: к вопросу о публикационной активности университетских преподавателей гуманитарного профиля. Ученый совет. 2017;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: