Радикальные перемены в обществе, вызывающие переход на новый способ производства и восприятия мира, фундаментальные изменения экономической системы и социальных структур общества, принято называть революцией. С начала XXI века мы находимся в начале возникновения четвертой промышленной революции, основанной на цифровых технологиях. Ее становление и развитие связано с появлением мобильного Интернета, миниатюрных производственных устройств, искусственного интеллекта и обучающих устройств. Коренное отличие четвертой промышленной революции заключается в том, что цифровые технологии и инновации распространяются сейчас быстрее и масштабнее, чем во времена ее предшественниц. В настоящее время во всем мире в ожидании второй промышленной революции, прошедшей в конце XIX — начале XX века, еще живут 1,3 млрд чел. — они до сих пор не имеют доступа к электроэнергии. Более 4 млрд чел. живут в ожидании наступления третьей промышленной революции, которая развивалась в период с 1960-х гг. до конца XX века, — у них нет доступа в Интернет [1, c. 17]. Поэтому важно на глобальном и национальном уровнях выработать единую концепцию управления развитием четвертой промышленной революции, которая позволила бы оценить ее возможности и вызовы, ускорить ее глобальное развитие и предотвратить ее угрозы.
Начну с достижений и возможностей. Можно выделить четыре основных достижения четвертой промышленной революции: беспилотные транспортные средства; 3D-печать; передовая робототехника и новые материалы, открывающие широчайшие горизонты в развитии современной науки и техники.
Значительную часть преимуществ от внедрения цифровых инноваций получают потребители. Благодаря четвертой промышленной революции появились новые продукты и услуги, которые значительно подешевели или стали бесплатными: сегодня на отечественном рынке электронные книги вдвое дешевле бумажных, многие кинофильмы, концерты находятся в открытом доступе и практически бесплатны для онлайн-просмотра.
Кроме того, четвертая промышленная революция привела к появлению трех новых преимуществ для потребителей.