А действительно ли способность пиарить по-черному является подтверждением профессионализма?
Для начала «сверим понятия» и определимся с основным термином.
Итак, будем считать, что «черный PR/пиар — это информационная деятельность, направленная на уничтожение благоприятного имиджа какого-либо лица, организации, политической силы и т. п.».
И что интересно, термин «черный PR» имеет российское происхождение.
В иностранной практике выражение black PR встречается только в смысле «PR в поддержку афроамериканцев».
Немного статистики (РИА «Новости» со ссылкой на исследования Модульбанка, апрель текущего года, опрос среди 68 тыс. человек):
● Каждый третий бизнесмен в России готов заказать на конкурента черный PR. На вопрос «Допустимо ли заказывать черный PR о своих конкурентах?» около 32% ответили, что да.
● Бóльшая часть предпринимателей готовы включать негативные публикации о конкурентах только как ответную меру, только 3,6% опрошенных готовы запускать черный PR первыми.
● 85 % бизнесменов считают, что бизнес построить честно возможно.
● С предательством в бизнесе сталкивались 68 %, а 14 % сами предавали партнеров.
На мой взгляд, черный PR — это уже не столько «связи с общественностью», сколько война, в которой оружием является информация.
Черный PR — это уже и не про маркетинг, тем более в наше турбулентное время, о котором так точно сказала известный нейролингвист Черниговская: «Мы попали вообще в другой мир. Он текучий, прозрачный, нестабильный, сверхбыстрый, гибридный. В нем рухнуло сразу все. Автономная жизнь цифрового мира идет полным ходом: интернет вещей, самоорганизация сетей. Цифровая реальность уже признак отбора в социум».
«Еще одна интересная фишка — растущее недоверие к информации. Я об этом много в последнее время думаю. Сейчас к информации такое отношение, как раньше было к сплетням: “Ну, мало ли, кто что сказал! Почему я должна верить?” Но фокус в том, что это отношение сейчас обращено в сторону настоящих источников информации», — говорит она.