По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 004.3

Человеко-машинный интерфейс в SCADA-системе

Шульга Р. Н. канд. техн. наук, ВЭИ – филиал ФГУП «РФЯЦ – ВНИИТФ им. акад. Е.И. Забабахина», г. Москва

Выполнен анализ SCADA-систем и человеко-машинного интерфейса (ЧМИ) в составе АСУ ТП, показана ключевая роль ЧМИ в эффективности работы системы, выявлены новые подходы совершенствования ЧМИ за счет применения стационарных и мобильных устройств, новых технологических решений. Анализируются безопасность и уязвимость промышленных сетей, а также программное обеспечение ЧМИ. Рассмотрено моделирование на основе данных (МО) и создание модели машинного обучения (ММО). Выявлены требования к современным ЧМИ с учетом создания ММО в режиме реального времени, расширенной аналитики и обнаружения аномалий, что делает ЧМИ мозгом интеллектуальной периферии АСУ ТП.

Литература:

1. ГОСТ 60447-2015. Интерфейс «человек-машина». Основные принципы безопасности, маркировки и идентификации.

2. Стандарт МЭК 60447-93. Интерфейс человеко-машинный (ИЧМ).

3. ГОСТ Р МЭК 60447–2000. Интерфейс человеко-машинный. Принципы приведения в действие.

4. Халкер Гетц. Разработка высокотехнологичных человеко-машинных интерфейсов // Control Engineering. – Россия, ноябрь 2016. – URL: controleng. ru

5. Информационная безопасность в АСУ ТП: вектор атаки человеко-машинного интерфейса. – URL: habr. com

6. Волковский Д. Автоматизация вождения поездов в России: инновационные технологии // Control Engineering. – Россия, июнь 2016. – URL: controlengrussia. com

7. Человеко-машинный интерфейс для машиниста электровоза. – URL: studfile. net

8. Шульга Р.Н. Система управления и человеко-машинный интерфейс на железнодорожном транспорте. – В портфеле редакции.

9. Информационная безопасность в АСУ ТП: вектор атаки человеко-машинного интерфейса. – URL: habr. com

10. Гадбоа М., Келли Ч. HMI как интеллектуальные периферийные устройства // Control Engineering. – Россия, февраль 2021. – URL: controleng. ru

11. Шульга Р.Н. К вопросу определения электромагнитного момента на валу тягового асинхронного двигателя //Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. – 2022. – № 7. – С. 56–62.

12. Шульга Р.Н. Стандарт PROFINET железнодорожного транспорта // Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. – В портфеле редакции.

13. Шульга Р.Н. Аппаратный состав ПЛК // Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. – 2022. – № 6. – С. 51–60.

14. Шульга Р.Н. Условия работы инвертора с ШИМ в тяговом электроприводе // Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. – В портфеле редакции.

15. Шульга Р.Н. Электрооборудование тягового электропривода // Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. – 2022. – № 7. – С. 24–33.

16. Шульга Р.Н. Тяговое электрооборудование локомотива // Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. – 2022. – № 6. – С. 3–12.

17. Шульга Р.Н. Глоссарий по теме «Промышленные сети», ч. 1 // Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. – 2022. – № 6. – С. 61–62.

18. Шульга Р.Н. 3D-модели и цифровые двойники в электроэнергетике // Энергоэксперт. – 2021. – № 4. – С. 22–27.

Система автоматизации SCADA (Supervisory Control And Data Acquisition) представляет систему сбора данных и оперативного контроля для получения и хранения информации о текущем режиме энергосистемы и состоянии оборудования, обработки полученной информации по различным критериям достоверизации и предоставления информации подсистемам АСУ ТП и другим автоматизированным системам управления. Центральным звеном в АСУ ТП является оператор, ошибки которого по статистике вызывают порядка 40% аварий.

Оператор не расположен рядом с физическим оборудованием, не может реально оценить его состояние, и в АСУ ТП функцию оценки выполняет SCADA-система, основой которой является человеко-машинный интерфейс (ЧМИ). SCADA-система представляет верхний уровень АСУ ТП, структура которой представлена на рис. 1. На рис. 1 нижний уровень АСУ ТП в виде датчиков и исполнительных механизмов через средний уровень, представленный устройством связи с объектом (УСО) в виде ПЛК, передает сигналы на ЧМИ и в SCADA-систему.

Ранее ЧМИ представлял набор кнопок, приборов, переключателей, рубильников на панелях шкафов с лампами индикации аварий. Современный ЧМИ представляет панель (П) оператора с клавиатурой, набор виртуальных кнопок и ПК с ПО, отражающих графики, аналоговые и цифровые показатели. Полностью отказаться от физических устройств пока невозможно из-за необходимости соблюдения стандартов безопасности, которые предписывают наличие физического разрыва в цепи управления, а также необходимость контроля ситуации при выходе из строя виртуального интерфейса.

Панель оператора П и ЧМИ различаются тем, что П отражает лишь упрощенную технологию процесса, в то время как ЧМИ учитывает интеллект системы в виде сочетания аппаратных средств и ПО.

Операторы и диспетчеры практически не участвуют в процессе создания ЧМИ, разве лишь в процессе отладки протомодели SCADA-системы. В результате проектировщики стараются создавать интерфейсы по уже используемым устаревшим образцам, что заметно снижает эффективность управления и повышает число ошибок операторов.

Для Цитирования:
Шульга Р. Н., Человеко-машинный интерфейс в SCADA-системе. Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. 2022;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: