По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Человек-мотор

Этот человек создал двигатель, завоевавший мир. Двигатель, который сегодня знают все. Когда говорят «дизель», уже никто не воспринимает это слово как фамилию — только как машину. Рудольф Дизель родился 18 марта 1858 года в Париже. Он прожил жизнь бурную, полную взлетов и падений, завершившуюся таинственным исчезновением...

В 1871 году из-за франко-прусской войны семейство Дизелей было вынуждено эмигрировать в Англию. Жизнь эмигрантов в Англии была тяжелой, с работой было трудно. На семейном совете постановили отправить Рудольфа в Германию к родственникам. Это путешествие многому научило 13-летнего Рудольфа. Оно дало ему уверенность в своих силах, самостоятельность. В нем вызревает хорошее немецкое усердие. В Германии он оканчивает реальное училище, а потом политехническую школу. Заезжий профессор приглашает Рудольфа в Мюнхен, в Высшую техническую школу.

Здесь, в Мюнхене, весной 1878 года и произошло событие, ставшее определяющим для Рудольфа Дизеля. Он посетил лекцию профессора Линде — творца холодильников, где тот рассказывал студентам о термодинамическом цикле, об удивительном процессе, сулившем превратить в полезную работу до 70 % теплотворной способности потребляемого топлива. На полях тетрадки Рудольф записал для памяти: «Изучить возможность применения изотермы на практике». Тогда он еще не знал, что это станет его программой на долгие годы.

Дизель загорается идеей использовать угольную пыль в качестве топлива. В этом ему даже помогают деньгами финансовые воротилы угольного Рура, в том числе сын «пушечного короля» Круппа. Но все опыты терпят неудачу. Его даже пытаются обвинить в мошенничестве. И тут, как всегда, вмешивается его величество случай.

Укрывшись от дождя в городском музее Аугсбурга мартовским утром 1888 года, Рудольф Дизель рассеянно разглядывает экспонаты. И тут его внимание привлекает зажигалка, сделанная неизвестным мастером и своим видом напоминающая шприц: тот же стеклянный цилиндр и поршень. За счет сжатия воздуха в цилиндре создавалась температура, необходимая для воспламенения. Подобный принцип действия поразил Дизеля. Вернувшись домой, он сразу погрузился в работу над чертежами двигателя, которому суждено было обессмертить его имя.

В 1892 году Рудольф Дизель запатентовал изобретенный им двигатель внутреннего сгорания. В 1893 году выходит его книга «Теория и конструкция теплового двигателя взамен паровой машины и ныне известных тепловых двигателей». В 1897 году на Аугсбургском заводе (ныне выпускающем всем известные грузовики MAN) был построен первый двигатель изобретателя.

Для Цитирования:
Человек-мотор. Нормирование и оплата труда на автомобильном транспорте. 2019;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: