С древних времен человек считал землю своим главным богатством, воспевал ее в стихах и песнях, любил и берег. Многие века связь человека с землей не только была обусловлена земледельческим трудом, но имела гораздо более глубокие корни. И лишь в последнее время эта связь значительно утеряна. Тем не менее возрождение земледелия и возвращение общества к природным истокам обуславливают необходимость изучения взаимосвязи человека и земли на духовном уровне, который и является основой всего земледельческого труда, как в древности, так и в современности (рис. 1) [1].
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посвятил вопросу отношения человека к земле особую статью — «Земля вверена человеку Богом». Он писал, что указанное отношение без преувеличения является одним из главенствующих для будущего страны и ее народа. Русская Православная Церковь, никогда не стоявшая в стороне от общенациональных забот, не может устраниться от дискуссии о проблемах сельского хозяйства в целом. В статье говорится, что Бог, сотворивый небо и землю (Быт. 1,1), напоминает нам словами Псалмопевца, что земля есть Господня (Пс. 23,1). Именно Бог призвал человека обладать ею (Быт. 1.28), и именно Он дал праотцам указание о том, как рачительно и ответственно пользоваться землей1 [2, 3].
Попытаемся развить мнение Патриарха подробным рассмотрением Священного Писания по проблеме «Человек и земля» (рис. 2).
Как земля дает плод свой человеку? Всегда ли ровно и обильно? Что здесь зависит от человека и как? Всегда ли достаточно грамотны агротехники или есть что‑то еще, что нужно знать и учитывать? Начнем с известной иллюстрации книжного издания дореволюционной России, в которой на обложке художник выразил свое понимание отношения человека к земле (рис. 3). Точны и глубоки слова, которыми он сопроводил рисунок: «Богу молись, а сам трудись». Здесь и необходимое условие успеха в системе «человек и земля» — молитва. Здесь ясно расставлены приоритеты: сначала молитва, потом труд, и затем плоды труда. Можно поставить вопрос, это догадка художника или отражение многовекового опыта? Попробуем найти ответ в святоотеческих источниках.