Статья поступила 12.07.2020.
* Окончание. Начало см.: Вопросы культурологии. — 2020. — № 10–12; 2021. — № 1–12; 2022. — № 1–3.
Курс обществознания в современной средней школе представляет собой собрание пестрых глав, то есть это фактически несколько дисциплин под одной рубрикой. Социология, политология, юриспруденция и экономика — основные четыре раздела обществознания мало чем связаны между собой, ибо науки, знания которых берутся для адаптации в школе, хотя и относятся к социальным, на сегодняшний день далеко разошлись в своей проблематике и методологии. Несмотря на то что внутри этих разделов все вполне взаимосвязано, вопрос построения методики их преподавания все-таки возникает именно в связи с тем, что у каждой науки, выступающей источником содержания того или иного раздела, свой язык, своя логика, свои актуальные темы и их решения. Согласовать это на уровне теории крайне сложно, и это неизбежно отражается на том, что адекватной единой методики преподавания у обществознания не может быть. Фактически необходимо строить несколько методик и согласовывать их вокруг проблемы возрастной психологии восприятия тех или иных экономических, политологических, социологических и юридических проблем. Любой курс методики преподавания той или иной дисциплины строится на предположении о том, что содержание соответствующей дисциплины должно раскрываться ученику в соответствии с его возрастными способностями усвоения той или иной темы. Иначе говоря, не следует обсуждать с учеником сложную тему, пока не пройдена простая, и не следует адресовать ученику вопросы, на которые он либо не готов ответить, либо они ему не интересны (педагогическая азбука хорошо известна еще со времен Яна Амоса Каменского). Но и в этом аспекте обществознанию не повезло, на пути формирования такого рода комплекса методик встали федеральный образовательный стандарт общего среднего образования и обеспечивающая его рекомендованная линейка учебников и методических материалов. Вместо того чтобы двигаться параллельно по всем дисциплинарным траекториям от простого к сложному, учебники предлагают деление материала по классам, в каждом из которых предлагается новая дисциплина.