По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 372.83 DOI:10.33920/nik-01-2203-03

Человек и общество. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений*

Докучаев Илья Игоревич ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48, E-mail: ilya_dokuchaev@mail.ru, ORCID: 0000-0002-0506-2927

Цикл публикаций подготовлен на основе учебно-методического пособия, адресованного школьникам 10-х классов, изучающим интегративный курс «Обществознание» (раздел «Человек и общество»), и представляет собой комплекс материалов для самостоятельной работы. Содержание пособия полностью отвечает требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и рабочим программам среднего (полного) образования по обществознанию. Представленный теоретический и практический материал раскрывает основные аспекты общественной жизни: сущность и функциональные особенности сознания и деятельности, представления об обществе и социальных институтах как системе, типы обществ, взгляды на культуру как совокупный духовный опыт и «коллективную память», ее основные институты — науку, религию, мораль, образование, искусство. Особое внимание уделено определению социального прогресса и глобальных проблем человечества.

* Окончание. Начало см.: Вопросы культурологии. — 2020. — № 10–12; 2021. — № 1–12; 2022. — № 1, 2.

Статья поступила 12.07.2020

Глобализация — процесс интеграции и увеличения зависимости всех стран мира, то есть всех обществ, культур и деятельности людей, друг от друга. Основная причина глобализации — научно-технический прогресс, который выражается в росте возможностей коммуникации, прежде всего транспортной доступности различных регионов мира, а также в увеличении роли информационных коммуникаций, в самых различных целях способствующих обмену сообщениями между всеми людьми планеты и их объединению в транснациональное человечество. В свою очередь, глобализация ускоряет научно-технический прогресс, наращивает преобразовательную активность человека и уровень его потребления.

К числу основных направлений глобализации относятся изменения в сфере человека, общества и культуры.

2.1. Социальная глобализация

В сфере общества глобализация проявляется в виде следующих процессов:

— формирование системы международного права, международных организаций (ООН, ВОЗ, Международный валютный фонд, Международный олимпийский комитет и т.п.);

— формирование международной системы экономических отношений производства и потребления (транснациональные корпорации, международные биржи).

2.2. Культурная глобализация

В сфере культуры глобализация проявляется в виде следующих процессов:

— формирование доступа к достижениям искусства национального характера для всех жителей земли (туризм, фестивали);

— формирование академической мобильности в сфере науки и образования, создание международных научно-исследовательских организаций и программ;

— формирование международных стандартов, моды в сфере материальной культуры, качества жизни человека, требований к социальным нормам и деятельности социальных институтов.

Для Цитирования:
Докучаев Илья Игоревич, Человек и общество. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений*. Вопросы культурологии. 2022;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: