По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 372.83 DOI:10.33920/nik-01-2202-02

Человек и общество. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений*

Докучаев Илья Игоревич ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48, E-mail: ilya_dokuchaev@mail.ru, ORCID: 0000-0002-0506-2927

Цикл публикаций подготовлен на основе учебно-методического пособия, адресованного школьникам 10-х классов, изучающим интегративный курс «Обществознание» (раздел «Человек и общество»), и представляет собой комплекс материалов для самостоятельной работы. Содержание пособия полностью отвечает требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и рабочим программам среднего (полного) образования по обществознанию. Представленный теоретический и практический материал раскрывает основные аспекты общественной жизни: сущность и функциональные особенности сознания и деятельности, представления об обществе и социальных институтах как системе, типы обществ, взгляды на культуру как совокупный духовный опыт и «коллективную память», ее основные институты — науку, религию, мораль, образование, искусство. Особое внимание уделено определению социального прогресса и глобальных проблем человечества.

* Продолжение. Начало см.: Вопросы культурологии. — 2020. — № 10–12; 2021. — № 1–12; 2022. — № 1.

Статья поступила 12.07.2020

Существует множество различных классификаций обществ, которые имеют исторический и структурный характер. Некоторые классификации имеют как исторические, так и структурные признаки.

Первый вид классификаций включает типы обществ, возникавшие в течение исторического процесса и представлявшие собой стадии становления единого человеческого общества. Примером подобной классификации является различение общества на архаическое (доаграрное), традиционное (аграрное), индустриальное и постиндустриальное; эта концепция была разработана французским социологом Раймоном Ароном и американским социологом Дэниелом Беллом. Поскольку развитие обществ в разных регионах Земли происходит не одновременно, многие общества находятся в тот или иной момент времени на разных стадиях своего становления. Так, в конце ХХ в. и сегодня часть обществ являются аграрными, часть индустриальными, а часть постиндустриальными.

Второй вид классификации представляет собой типы обществ, которые не связаны с историческим процессом, то есть являются не стадиями, а формами объединения людей, которые могут существовать на любой из стадий. При этом речь идет о характеристиках единого человеческого общества, которое может принимать различные виды, а не о совокупности принципиально различающихся социальных единств. Так, французский антрополог и социолог Клод Леви-Стросс различал холодные и горячие общества. Первые более стабильны и склонны к поверхностному восприятию инноваций, вторые более мобильны и воспринимают инновации как ключевую потребность своего существования. И холодные, и горячие общества можно обнаружить на любой стадии исторического развития человечества. На эту классификацию похоже разделение обществ на закрытые и открытые. Но они отличаются, ибо первая классификация основана на критерии преобладания традиций или инноваций, а вторая — на критерии проницаемости или непроницаемости культур и социальных структур, на характере восприимчивости к заимствованиям и социальной мобильности. Если классификация «открытые — закрытые общества» может иметь как историческую, так и структурную версию, то классификация «холодные — горячие общества» исключительно структурная. Большинство классификаций имеют исторический характер.

Для Цитирования:
Докучаев Илья Игоревич, Человек и общество. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений*. Вопросы культурологии. 2022;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: