По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 372.83 DOI:10.33920/nik-01-2201-01

Человек и общество. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений*

Докучаев Илья Игоревич ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48, E-mail: ilya_dokuchaev@mail.ru, ORCID: 0000-0002-0506-2927

Цикл публикаций подготовлен на основе учебно-методического пособия, адресованного школьникам 10-х классов, изучающим интегративный курс «Обществознание» (раздел «Человек и общество»), и представляет собой комплекс материалов для самостоятельной работы. Содержание пособия полностью отвечает требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и рабочим программам среднего (полного) образования по обществознанию. Представленный теоретический и практический материал раскрывает основные аспекты общественной жизни: сущность и функциональные особенности сознания и деятельности, представления об обществе и социальных институтах как системе, типы обществ, взгляды на культуру как совокупный духовный опыт и «коллективную память», ее основные институты — науку, религию, мораль, образование, искусство. Особое внимание уделено определению социального прогресса и глобальных проблем человечества.

Статья поступила 12.07.2020

* Продолжение. Начало см.: Вопросы культурологии. — 2020. — № 10–12; 2021. — № 1–12.

Прогресс (от лат. progressus — «движение вперед») — характеристика исторической динамики общества, человека и культуры, свидетельствующая об их улучшении. Регресс (от лат. regressus — «движение назад») — характеристика исторической динамики общества, человека и культуры, свидетельствующая об их ухудшении. Улучшение всегда связывается с сохранением сущности общества, человека и культуры, с выявлением новых возможностей реализации этой сущности и претворением их в жизнь. Улучшение характеризуется, как правило, тремя факторами: усложнением состояния системы, стабилизацией ее развития и возникновением качеств, позволяющих говорить о более высоком уровне развития той или иной системы. Ухудшение связывается с разрушением (дестабилизацией развития) системы, неспособностью ее реализовать свои функции и сохранить свои элементы (упрощением), переходом к состоянию, в котором она способна сохраняться, реализуя функции более низкого уровня, чем раньше. Интересно, что в отношении природы понятие прогресса или регресса не используется, потому что изменения природы не позволяют говорить о том, что что-либо улучшилось или ухудшилось в ее состоянии. Человек же всегда соотносит себя, свое общество и культуру с идеалами, по отношению к которым те или иные изменения могут быть признаны как ухудшение или улучшение положения дел.

В связи с понятиями прогресса и регресса часто используются понятия революции и эволюции. Революция (от лат. revolver — «возвращаться назад») — существенное и резкое изменение общества, человека и культуры. Эволюция (от лат. evolutio — «развертывание») — постепенное, медленное изменение общества, человека и культуры. Из происхождения (этимологии) слова «революция» видно, что оно изначально употреблялось как обозначение такого изменения, которое возвращает человека, общество и культуру в некоторое прошлое состояние их истории, более совершенное, чем достигнутое теперь, однако с течением времени понятие «революция» стали использовать для обозначения способа прогрессивных или регрессивных изменений, связанных как с возвращением в прошлое, так и с движением вперед. Революция осуществляется общественными группами и представляющими их интересы политическими партиями. Эволюция осуществляется государством с помощью реформ, то есть изменений, касающихся какойлибо конкретной сферы общества, культуры и человека. Иногда термин «революция» употребляется некорректно, но это употребление оказывается очень распространенным. Таким примером является понятие «неолитическая революция», то есть переход от присваивающего типа хозяйствования людей (изготовление элементарных орудий труда, охота и собирательство) к присваивающему (профессиональное ремесло и торговля, земледелие и скотоводство). Этот процесс длился несколько тысяч лет, тогда как всякая революция — это события одномоментное, и его длительность не может превышать нескольких месяцев или лет.

Для Цитирования:
Докучаев Илья Игоревич, Человек и общество. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений*. Вопросы культурологии. 2022;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: