По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 372.83 DOI:10.33920/nik-01-2109-05

Человек и общество. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений*

Докучаев Илья Игоревич ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48, E-mail: ilya_dokuchaev@mail.ru, ORCID: 0000-0002-0506-2927

Цикл публикаций подготовлен на основе учебно-методического пособия, адресованного школьникам 10-х классов, изучающим интегративный курс «Обществознание» (раздел «Человек и общество»), и представляет собой комплекс материалов для самостоятельной работы. Содержание пособия полностью отвечает требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и рабочим программам среднего (полного) образования по обществознанию. Представленный теоретический и практический материал раскрывает основные аспекты общественной жизни: сущность и функциональные особенности сознания и деятельности, представления об обществе и социальных институтах как системе, типы обществ, взгляды на культуру как совокупный духовный опыт и «коллективную память», ее основные институты — науку, религию, мораль, образование, искусство. Особое внимание уделено определению социального прогресса и глобальных проблем человечества.

Статья поступила 12.07.2020

Образование — основной способ формирования и межпоколенческой трансляции всех основных свойств и достижений человека, общества и культуры. В неорганической природе трансляция (сохранение во времени) свойств тех или иных объектов происходит спонтанно, без включения в этот процесс каких-либо дополнительных факторов. Материя и энергия сохраняются, переходя из одной формы в другую. В органической природе трансляция свойств живых существ осуществляется благодаря передаче из одного поколения в другое ключевых моделей формирования организма, зафиксированных в особой белковой структуре — РНК и ДНК. В отличие от природы, человек, общество и культура транслируются во времени (что и составляет содержание истории), передаваясь из поколения в поколение благодаря обучению подрастающих людей сумме накопленного их предшественниками опыта, состоящего из достижений отдельных личностей, значимых для исторического процесса.

Цели образования зависят от того, с формированием и трансляцией каких свойств оно связано: социальных, природных, человеческих или культурных.

1. Природные свойства формируются спонтанно, но человек может оказывать влияние на этот процесс. Такое влияние принято называть физической культурой, или культурой тела. Занятия физической культурой есть одновременно формирование и человеческих, и природных свойств. Особой сферой образования является процесс формирования качеств человека, которые позволяют ему обеспечить материальные условия существования. Эту функцию образования называют экономической. Она связана с усвоением различных социальных норм, а также с усвоением смыслов культуры (прежде всего знаний и умений), обеспечивающих деятельность социальных институтов, занимающихся организацией производства и потребления артефактов материальной культуры.

2. Помимо норм, регламентирующих экономическую деятельность, человек усваивает и другие социальные нормы, связанные с координацией действий различных людей в рамках единой системы общественных отношений. Процесс социализации подчиняется прежде всего усвоению морали, или правил добродетельного поведения, оцениваемого обществом как приемлемое. Такую сферу образования называют воспитанием.

Для Цитирования:
Докучаев Илья Игоревич, Человек и общество. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений*. Вопросы культурологии. 2021;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: