Статья поступила 12.07.2020
Образование — основной способ формирования и межпоколенческой трансляции всех основных свойств и достижений человека, общества и культуры. В неорганической природе трансляция (сохранение во времени) свойств тех или иных объектов происходит спонтанно, без включения в этот процесс каких-либо дополнительных факторов. Материя и энергия сохраняются, переходя из одной формы в другую. В органической природе трансляция свойств живых существ осуществляется благодаря передаче из одного поколения в другое ключевых моделей формирования организма, зафиксированных в особой белковой структуре — РНК и ДНК. В отличие от природы, человек, общество и культура транслируются во времени (что и составляет содержание истории), передаваясь из поколения в поколение благодаря обучению подрастающих людей сумме накопленного их предшественниками опыта, состоящего из достижений отдельных личностей, значимых для исторического процесса.
Цели образования зависят от того, с формированием и трансляцией каких свойств оно связано: социальных, природных, человеческих или культурных.
1. Природные свойства формируются спонтанно, но человек может оказывать влияние на этот процесс. Такое влияние принято называть физической культурой, или культурой тела. Занятия физической культурой есть одновременно формирование и человеческих, и природных свойств. Особой сферой образования является процесс формирования качеств человека, которые позволяют ему обеспечить материальные условия существования. Эту функцию образования называют экономической. Она связана с усвоением различных социальных норм, а также с усвоением смыслов культуры (прежде всего знаний и умений), обеспечивающих деятельность социальных институтов, занимающихся организацией производства и потребления артефактов материальной культуры.
2. Помимо норм, регламентирующих экономическую деятельность, человек усваивает и другие социальные нормы, связанные с координацией действий различных людей в рамках единой системы общественных отношений. Процесс социализации подчиняется прежде всего усвоению морали, или правил добродетельного поведения, оцениваемого обществом как приемлемое. Такую сферу образования называют воспитанием.