По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 372.83 DOI:10.33920/nik-01-2012-06

Человек и общество. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений

Докучаев Илья Игоревич ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48, E-mail: ilya_dokuchaev@mail.ru, ORCID: 0000-0002-0506-2927

Цикл публикаций подготовлен на основе учебно-методического пособия, адресованного школьникам 10-х классов школ, изучающим интегративный курс «Обществознание» (раздел «Человек и общество»), и представляет собой комплекс материалов для самостоятельной работы. Содержание пособия полностью отвечает требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и рабочим программам среднего (полного) образования по обществознанию. Представленный теоретический и практический материал раскрывает основные аспекты общественной жизни: сущность и функциональные особенности сознания и деятельности, представления об обществе и социальных институтах как системе, типы обществ, взгляды на культуру как совокупный духовный опыт и «коллективную память», ее основные институты — науку, религию, мораль, образование, искусство. Особое внимание уделено определению социального прогресса и глобальных проблем человечества.

Статья поступила 12.07.2020

Знание есть результат познания, это картина мира, которая претендует на точное воспроизведение своими собственными средствами основных свойств природы, человека, общества и культуры.

1. Субъект и объект познания

Познание есть любое состояние взаимодействия человека с собственным внутренним миром и с окружающим миром, в процессе которого формируется знание. Главный источник, или агента, познания принято называть субъектом (от лат. subjectum — «подлежащее»). Субъект — это всякий познающий человек, и именно он является основным фактором познания и создателем знаний, поскольку именно его сознание, то есть весь совокупный опыт восприятия и мышления, констатирует и конструирует мир сущего. Однако этот мир сущего констатируется и конструируется не произвольно, а в результате неизбежной фиксации тех или иных его свойств, а также в результате обсуждения с другими людьми и проверки достигнутых в ходе этого обсуждения знаний. Такой мир, картина которого получена в результате обсуждения и проверки, называется объективным (от лат. objectum — «предмет»).

2. Чувственное и рациональное познание

Всякий процесс познания имеет две стадии — чувственную и рациональную. Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств, таких как органы обоняния, осязания, вкуса, зрения и слуха. Два последних процесса чувственного восприятия участвуют в человеческом формировании картин мира значительно больше, чем остальные. Однако животные, в отличие от человека, могут использовать в качестве основного источника чувственных форм знания и другие органы — например, вкус и осязание, как это делают змеи, или обоняние, как собаки.

Рациональное познание есть оперирование отдельными свойствами объекта, отвлеченными (абстрагированными) от его целого. Такое познание осуществляется с помощью другого психического процесса — мышления.

Для Цитирования:
Докучаев Илья Игоревич, Человек и общество. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений. Вопросы культурологии. 2020;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: