Статья поступила 12.07.2020
Мировоззрение — совокупность картин мира, отражающих или расставляющих акценты в содержании подлинного мира, то есть ментальных форм, создаваемых человеком для того, чтобы разобраться в окружающем его обществе, природе, культуре и самом себе. Мировоззрение в совокупности с практической деятельностью человека по преобразованию мира составляет весь объем явлений духовной и материальной культуры.
Мировоззрение возникает для того, чтобы решить ряд задач по ликвидации недостаточности информации, с которой сталкивается человек с момента своего возникновения. В отличие от животного, человек обладает разумом, свободой, творческим потенциалом и уникальностью, а значит, он не может ориентироваться на готовые сценарии поведения и должен создавать их сам. Мировоззрение помогает ему в этом деле.
Недостаток информации о мире, в котором человек должен всякий раз заново найти свой путь, можно ликвидировать по-разному.
Во-первых, необходимо получить точные сведения о том, что опасно и что благоприятно, как облегчить доступ к благам и избежать зла.
Во-вторых, можно попытаться создать модель приемлемого мира — такого, в котором хотелось бы жить, в котором господствовало бы добро и не было бы зла, а затем на основании этой модели изменить мир.
В-третьих, можно попытаться создать параллельную миру реальность, в которой имелись бы своя логика, целостность и завершенность.
Таким образом, у человека имеется потребность в точной информации, в информации идеальной и в информации целостной. Та или иная потребность в информации удовлетворяется с помощью определенной формы духовной культуры и картины мира. Такая культура может быть профессиональной, или специализированной, созданной специально обученными и инициированными людьми, а может быть обыденной и повседневной.
Это картины мира, возникающие в результате ликвидации информационной недостаточности, связанной с потребностью в точном знании. Когнитивными (от лат. cognitio — «восприятие, познание») они называются потому, что являются результатами поиска сведений о мире, которые бы соответствовали его свойствам (были бы объективными) и не зависели от личных и непроверенных (субъективных) представлений. Никакое знание не может быть окончательным, поскольку способности человека познавать мир ограниченны. Однако это не значит, что мир непознаваем.