По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 372.83 DOI:10.33920/nik-01-2011-05

Человек и общество. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений

Докучаев Илья Игоревич ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48, E-mail: ilya_dokuchaev@mail.ru, ORCID: 0000-0002-0506-2927

Цикл публикаций подготовлен на основе учебно-методического пособия, адресованного школьникам 10-х классов школ, изучающим интегративный курс «Обществознание» (раздел «Человек и общество»), и представляет собой комплекс материалов для самостоятельной работы. Содержание пособия полностью отвечает требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и рабочим программам среднего (полного) образования по обществознанию. Представленный теоретический и практический материал раскрывает основные аспекты общественной жизни: сущность и функциональные особенности сознания и деятельности, представления об обществе и социальных институтах как системе, типы обществ, взгляды на культуру как совокупный духовный опыт и «коллективную память», ее основные институты — науку, религию, мораль, образование, искусство. Особое внимание уделено определению социального прогресса и глобальных проблем человечества.

Статья поступила 12.07.2020

Мировоззрение — совокупность картин мира, отражающих или расставляющих акценты в содержании подлинного мира, то есть ментальных форм, создаваемых человеком для того, чтобы разобраться в окружающем его обществе, природе, культуре и самом себе. Мировоззрение в совокупности с практической деятельностью человека по преобразованию мира составляет весь объем явлений духовной и материальной культуры.

Мировоззрение возникает для того, чтобы решить ряд задач по ликвидации недостаточности информации, с которой сталкивается человек с момента своего возникновения. В отличие от животного, человек обладает разумом, свободой, творческим потенциалом и уникальностью, а значит, он не может ориентироваться на готовые сценарии поведения и должен создавать их сам. Мировоззрение помогает ему в этом деле.

Недостаток информации о мире, в котором человек должен всякий раз заново найти свой путь, можно ликвидировать по-разному.

Во-первых, необходимо получить точные сведения о том, что опасно и что благоприятно, как облегчить доступ к благам и избежать зла.

Во-вторых, можно попытаться создать модель приемлемого мира — такого, в котором хотелось бы жить, в котором господствовало бы добро и не было бы зла, а затем на основании этой модели изменить мир.

В-третьих, можно попытаться создать параллельную миру реальность, в которой имелись бы своя логика, целостность и завершенность.

Таким образом, у человека имеется потребность в точной информации, в информации идеальной и в информации целостной. Та или иная потребность в информации удовлетворяется с помощью определенной формы духовной культуры и картины мира. Такая культура может быть профессиональной, или специализированной, созданной специально обученными и инициированными людьми, а может быть обыденной и повседневной.

Это картины мира, возникающие в результате ликвидации информационной недостаточности, связанной с потребностью в точном знании. Когнитивными (от лат. cognitio — «восприятие, познание») они называются потому, что являются результатами поиска сведений о мире, которые бы соответствовали его свойствам (были бы объективными) и не зависели от личных и непроверенных (субъективных) представлений. Никакое знание не может быть окончательным, поскольку способности человека познавать мир ограниченны. Однако это не значит, что мир непознаваем.

Для Цитирования:
Докучаев Илья Игоревич, Человек и общество. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений. Вопросы культурологии. 2020;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: