По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 372.83 DOI:10.33920/nik-01-2104-04

Человек и общество. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений*

Докучаев Илья Игоревич ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48, E-mail: ilya_dokuchaev@mail.ru, ORCID: 0000-0002-0506-2927

Цикл публикаций подготовлен на основе учебно-методического пособия, адресованного школьникам 10-х классов, изучающим интегративный курс «Обществознание» (раздел «Человек и общество»), и представляет собой комплекс материалов для самостоятельной работы. Содержание пособия полностью отвечает требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и рабочим программам среднего (полного) образования по обществознанию. Представленный теоретический и практический материал раскрывает основные аспекты общественной жизни: сущность и функциональные особенности сознания и деятельности, представления об обществе и социальных институтах как системе, типы обществ, взгляды на культуру как совокупный духовный опыт и «коллективную память», ее основные институты — науку, религию, мораль, образование, искусство. Особое внимание уделено определению социального прогресса и глобальных проблем человечества.

Статья поступила 12.07.2020

1. Определение

Свобода — наряду с уникальностью, рациональностью и творческим отношением — одна из ключевых характеристик сущности человека, его специфическое свойство, показывающее отличие человеческого бытия от других форм существования.

2. Свобода и необходимость

Противоположным свободе понятием является понятие необходимости. Под необходимостью понимается зависимость от цели бытия какого-либо сущего или детерминизм (обусловленность причинами).

Детерминизм — это характеристика бытия какого-либо сущего, говорящая о том, что это сущее полностью подчинено причинно-следственным отношениям, то есть пассивно. Свобода есть проявление активности свободного сущего, есть свойство действия, которое осуществлено в соответствии с целями и по воле осуществляющего его человека. Все, что происходит с детерминированным сущим, есть результат не зависящих от него процессов, в которые он включен. Все, что происходит со свободным сущим, есть результат его выбора.

Особым случаем проявления необходимости является зависимость сущего от цели его бытия, которая предопределена для него кем-то или чем-то иным (телеологичность). Так, понятие судьбы — это понятие телеологическое, оно говорит о том, что все, что происходит с каким-либо сущим, зависит не от него, а от заложенного заранее в его судьбу хода вещей, который нельзя изменить. Этот тип отрицания свободы получил название «фатализм» (от лат. fatum — «судьба»).

3. Свобода как осознанная необходимость и произвол

В истории философии существует очень важная для понимания сущности человека проблема — проблема соотношения свободы и необходимости. Существуют взгляды, согласно которым деятельность человека полностью подчиняется причинно-следственным отношениям (такая концепция развивалась, например, в рамках теории биологического бихевиоризма, от англ. behavior — «поведение», согласно которой все поведение человека можно объяснить как совокупность реакций на определенные стимулы) или предопределена Богом (в концепции предустановленной гармонии немецкого философа Вильгельма Лейбница содержится взгляд на поведение человека как на полностью заранее заложенное в его сущность). Подобные концепции есть отрицание свободы и особой сущности человека, они ставят человека в один ряд с вещами природы.

Для Цитирования:
Докучаев Илья Игоревич, Человек и общество. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений*. Вопросы культурологии. 2021;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: