По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 372.83 DOI:10.33920/nik-01-2103-05

Человек и общество. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений*

Докучаев Илья Игоревич ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48, E-mail: ilya_dokuchaev@mail.ru, ORCID: 0000-0002-0506-2927

Цикл публикаций подготовлен на основе учебно-методического пособия, адресованного школьникам 10-х классов, изучающим интегративный курс «Обществознание» (раздел «Человек и общество»), и представляет собой комплекс материалов для самостоятельной работы. Содержание пособия полностью отвечает требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и рабочим программам среднего (полного) образования по обществознанию. Представленный теоретический и практический материал раскрывает основные аспекты общественной жизни: сущность и функциональные особенности сознания и деятельности, представления об обществе и социальных институтах как системе, типы обществ, взгляды на культуру как совокупный духовный опыт и «коллективную память», ее основные институты — науку, религию, мораль, образование, искусство. Особое внимание уделено определению социального прогресса и глобальных проблем человечества.

Статья поступила 12.07.2020

1. Определение

Потребность — психическое состояние человека, заключающееся в осознании необходимости получить тот или иной объект или совершить то или иное действие, без которых невозможно биологическое, социальное, культурное или антропное существование этого человека.

2. Виды потребностей

Классификация потребностей связана с различием регионов сущего, с которыми взаимодействует или в которые включен человек. А именно: человека, общества, культуры и природы. Выделяются природные, социальные, культурные и антропные потребности человека. Культурные и антропные потребности иногда объединяются в так называемые идеальные, или духовные.

2.1. Природные

Природные, или биологические (физиологические), потребности человека заключаются, так же как и у животного, в удовлетворении ключевых целей жизни, или основных инстинктов (от лат. Instinctus — «побуждение»). Австрийский зоолог Конрад Лоренц выделял четыре основных инстинкта: потребность в пище, потребность в продолжении рода, потребность в сохранении себя и потребность в успехе индивида в процессе видовой конкуренции.

Инстинкт отличается от тропизма (от греч. Tropos — «поворот») как целевая причина деятельности от начальной. Тропизм представляет собой определенную врожденную реакцию на определенный стимул. Так, сокращение нервной ткани и вместе с ней мышцы как следствие прикосновения к горячей поверхности позволяет уберечь орган тела, например руку, отдернув ее от раскаленной плиты, от ожога. Инстинкт — это цель поведения, которая тоже врожденная, но вместе с тем не определяет его однозначно, оставляя некоторую свободу выбора средств для ее достижения. Так, чтобы добраться до плодов дерева, обезьяна может залезть на него, а может отломать палку и сбить их.

У людей все инстинкты преобразованы различными культурными практиками — способами реализации биологических целей, приемлемыми в рамках принятых правил поведения в том или ином обществе и культуре, а также осознанными как наиболее эффективные в рамках личного рационального анализа, осуществленного тем или иным человеком. Никогда биологические потребности человека не являются основными его потребностями, а иногда он способен полностью проигнорировать их, умерев за идеалы, которые противоречат возможности выживания. Так, многие святые христианской церкви совершали подвиги, принося в жертву свое здоровье и жизнь. Симеон Столпник простоял в молитве на каменной площадке диаметром не более 2 м, которая была расположена на высоком столбе, в течение 37 лет. По воспоминаниям очевидцев, в результате подобного стояния у него развилось варикозное расширение вен, ноги его гноились и гной стекал по столбу. Но он продолжал свой подвиг до самой смерти.

Для Цитирования:
Докучаев Илья Игоревич, Человек и общество. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений*. Вопросы культурологии. 2021;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: