По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 308

Человечество в условиях круглосуточного медиапотребления

Абрамов Роман Яковлевич магистрант 2 курса программы «Медийно-информационная грамотность» Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования Московского педагогического государственного университета, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Россия, 109240, Москва, ул. Верхняя Радищевская, 16-18, e-mail: abramovroman24@yandex.ru

Автор анализирует структуру проблем медиапотребления, связанных с развитием информационных технологий. Делается вывод, что гораздо важнее технологических манипуляций развитие индивидуальной осознанности потребления.

Литература:

1. Медиатор. Как читают медиа в России 2017–2018 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mediator.media/doc/Mediator_2018_How_People_Read. pdf (дата обращения 20.11.2018).

2. Trushar B. The future of news is humans talking to machines. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.niemanlab.org/2017/09/the-future-ofnews-is-humans-talking-to-machines/ (дата обращения 20.11.2018).

3. Tristan Hs. How Technology is Hijacking Your Mind — from a Magician and Google Design Ethicist» // Nieman Lab. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://medium.com/thrive-global/how-technology-hijacks-peoples-minds-from-amagician-and-google-s-design-ethicist-56d62ef5edf3 (дата обращения 20.11.2018).

4. Kivanc J. Researchers Say That Smartphones Are Causing ADHD-Like Symptoms in Adults // The Vine [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.vice. com/en_au/article/dp5akx/esearchers-fi nd-that-smartphones-are-causing-adhdlike-symptoms-in-adults-vgtrn (дата обращения 20.11.2018).

5. Шварц Б. Парадокс выбора. Почему «больше» значит «меньше» / пер. с англ. — М.: Добрая книга, 2005.

6. Борисов П. Facebook в полномасштабном кризисе. Что происходит с соцсетью, которая молчит по поводу утечки данных 50 миллионов пользователей // Meduza [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://meduza. io/feature/2018/03/20/facebook-v-polnomasshtabnom-krizise (дата обращения 20.11.2018).

7. Beckett Ch. Journalism’s new mission: understanding the human // The Polis [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://blogs.lse.ac.uk/polis/2017/08/28/ journalisms-new-mission-understanding-the-human/ (дата обращения 20.11.2018).

Статья поступила 12.05.2019 г.

За последние 20–30 лет человечество сделало огромный технологический рывок в сфере медиа, коммуникаций и всего, что связано с обменом и хранением информации. Интернет, мобильные телефоны, портативные компьютеры, диски, флеш-карты и облачные хранилища, цифровое телевидение, голосовые команды — такого мощного всестороннего рывка не случалось за всю истории цивилизации.

Каждый из нас получил невиданный доступ к информации и максимально широкий диапазон взаимодействия с медиа. Информация перестала иметь физические характеристики: вместо тонн книг и печатного текста то же самое содержание теперь доступно в гаджете карманного размера. Информация больше не занимает время на доставку: опубликованный текст мгновенно попадает к миллионам людей. Информация не привязана к месту и стала мобильной.

Но вместе с огромными преимуществами новое медиапотребление имеет ряд проблем, которые вызваны тем же технологическим развитием. Этот комплекс проблем можно условно поделить на два блока: проблемы объема и проблемы доверия.

По данным отчета «Медиатора» [1] — аналитического подразделения компании Mail.ru Group — о том, как граждане России потребляли информацию в 2017–2018 гг., в стране сейчас около 25 000 различных медиа разного уровня. При этом 72% населения России считает главным источником информации Интернет, 82% всех людей для получения информации чаще всего используют смартфоны. Каждое средство информации в среднем выпускает 1145 материалов в месяц. В основном — коротких (средняя длина текста — 413 слов). Но только 45% всех открывших материал людей дочитывает текст до конца. «Медиатор» также приводит данные медиапотребления по миру в целом для ключевой возрастной группы — миллениалов: 18 часов использования медиа в день, 5,5 часов в день в соцсетях, концентрация внимания на одном предмете — 20–30 секунд.

Какие выводы мы делаем из этих данных? Человечество шагнуло в эпоху круглосуточного медиапотребления. Информация обновляется невероятными потоками (в среднем больше 37 свежих публикаций в каждом из десятков тысяч медиа плюс контент от друзей в соцсетях), и нам все сложнее это переварить.

Для Цитирования:
Абрамов Роман Яковлевич, Человечество в условиях круглосуточного медиапотребления. Вопросы культурологии. 2019;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: