Одним из факторов роста потенциала российской экономики выступает развитие и рациональное использование человеческих ресурсов, важнейшей составляющей которого является повышение мастерства менеджмента. Эффективное использование кадров управления предполагает их экономически обоснованное распределение по предприятиям, отраслям, экономическим районам, рациональное использование в соответствии с уровнем приобретенных знаний, квалификации и профессией, применение кадров управления на тех участках, где их труд будет использован с большей отдачей, создание условий для повышения производительности их труда. Человеческие ресурсы в настоящий момент являются ценнейшим потенциалом инновационного развития. Одним из важнейших направлений совершенствования системы управления человеческими ресурсами на предприятии является работа с кадровым резервом. Учитывая вышеизложенное, актуальным является разработка рекомендаций по совершенствованию системы кадрового резерва [1].
В системе работы с кадровым резервом центральное место занимает первичная и повторная оценка. Целью первичной оценки является определение текущего уровня компетенций работников, определения их потенциала с целью формирования кадрового резерва, планирования карьеры резервистов и определения их потребности в обучении и развитии. При повторной оценке производится анализ эффективности примененных развивающих мероприятий. Основой для обоих видов оценки служит модель компетенций [2]. Модель компетенций включает в себя 7 базовых и 5 дифференцирующих компетенций.
Модель компетенций — это совокупность ключевых знаний, умений, навыков, личностных качеств, которые требуются на определенной позиции и обусловливают успешность личности на конкретной должности. Как правило, для достижения успеха менеджеру необходимо обладать целым рядом компетенций. Любая профессиональная позиция описывается совокупностью нескольких компетенций — от 3–5 для низшего персонала до 8–12 для топменеджмента.
Модель компетенций используется в качестве ключевых или прикладных инструментов в работе HR-службы при: