Россия приступила к реализации новой стратегии своего социально-экономического развития на период до 2030 г. Национальные цели страны на этот период определены Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. в следующем виде:
— Сохранение населения, здоровье и благополучие людей.
— Возможности для саморазвития и реализации талантов.
— Комфортная и безопасная среда для жизни.
— Достойный, эффективный труд, успешное предпринимательство.
— Цифровая трансформация.
Достижение этих целей планируется осуществить путем реализации комплекса национальных проектов и государственных программ, которые уже разработаны и уточняются с учетом ограничений пандемии коронавируса. На их выполнение выделяются средства из государственного бюджета в объемах, которые являются беспрецедентными для новейшей истории России [16, c. 7–15].
Однако масштабы и сложность задач, которые необходимо решить для достижения указанных выше целей, таковы, что требуется мобилизация всего человеческого потенциала страны и в первую очередь ее интеллектуального потенциала. Для этого необходимо осуществить радикальную модернизацию науки и образования и существенно повысить национальную сплоченность страны перед лицом глобальных вызовов и угроз XXI века [2]. При этом роль общественных научных и образовательных организаций России существенно возрастает и становится определяющей.
Термин «человеческий капитал» (Human Capital) появился в научной литературе во второй половине XX века в работах американских экономистов Саймона Кузнеца, Теодора Шульца и Гэри Беккера, которым за создание основ теории человеческого капитала были присуждены Нобелевские премии по экономике. Стимулом для развития исследований в данной области стало осознание необходимости изучения причин быстрого экономического роста развитых стран, который превосходил прогнозы, основанные на традиционных методах расчета. В результате исследований было установлено, что именно человеческий капитал является основным производственным фактором экономического и социального развития современного общества.