В условиях глобализации усиливается конкуренция на мировом рынке, что приводит к необходимости быстрой и гибкой реакции на изменения в технологии, требованиях к качеству, потребительских предпочтениях.
Конкуренция приводит к росту уровня специализации, каждую функцию должен выполнять тот, кто находится на уровне мировых стандартов, что возможно при формировании сетевых бизнес-организаций — корпоративных структур, возникающих на основе многосторонних отношений, партнерств и стратегических альянсов.
Они связывают ресурсы, производство и потребление между собой, позволяя организовывать и управлять каждым процессом наиболее эффективно.
Сетевая форма интеграции используется как крупным, так средним и мелким бизнесом. Более того, она обеспечивает последнему возможность включения в глобальные сети. Визуально сетевую бизнес-организацию можно представить в виде колеса — «ядро» — головная организация, «спицы» — информационные связи, «обод» — стратегические партнеры [1]. Спицы — это взаимодействие, переговорная координация и заключение контрактов, финансовая, информационная, юридическая выработка приоритетов, определение, разработка и развитие ключевых компетенций.
Как бы ни называли подобные объединения — деловые «сети», «взаимовыгодные партнерские отношения», «альянсы», для них характерны гибкость, специализация и особый упор на управление взаимоотношениями и связями, а не рыночными трансакциями. Вместо определяющих бизнес маркеров «фирма — товар — цена» становится первична цепочка «люди — организации — отношения».
Фирмы, которые могут накапливать ресурсы и возможности, являющиеся редкими, ценными и трудно копируемыми, достигнут конкурентного преимущества.
Основная компетенция сетевой организации — поддерживать, развивать и контролировать стратегическое партнерство. Эффективность стратегии организации связана с ее интерактивным поведением.
Критерий — степень удовлетворенности взаимодействием, а управление поведением людей — самое сложное.