Проблема малочисленности населения региона достаточно давно обсуждается на различных демографических конференциях, и пока никакие усилия Минвостокразвития не могут остановить этот процесс. Сокращение населения уменьшает внутренний потребительский рынок, результатом чего становится снижение привлекательности региона для бизнеса, отсутствие последнего лишает людей дохода, они покидают родину в поисках лучшей доли. Этот заколдованный круг предлагается разорвать за счет принятия мер по повышению численности населения.
Разумеется, планы по увеличению числа дальневосточников можно только приветствовать, но не следует рассматривать плотность населения как главный индикатор состояния региона, падение которого приводит Дальний Восток к разрухе и запустению, а его положительная динамика непременно даст импульс региональному процветанию. Большинство местных проблем, таких как значительные издержки на транспортировку ресурсов и готовой продукции, слабая инфраструктурная сеть, неудовлетворительная организация управления территорией и низкая транспортная доступность, не являются следствием малочисленности населения. Например, население Аляски составляет всего 700 тыс. человек на территорию в 1,7 млн кв. км, но подобных проблем там нет.
Неверным было бы и обратное утверждение о наличии прямой зависимости экономического роста от плотности населения. В современной российской практике известны примеры как низкого уровня экономического развития при большой численности населения (например, республики Северного Кавказа), так и высоких темпов экономического роста при небольшой численности населения (Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО, Сахалинская область).
Разумеется, большую роль в обеспечении такого роста играет структура экономики, поскольку для добывающих производств требуется значительно меньше работников, нежели для обрабатывающих. Но примеры кадровых трудностей, возникающих у крупных дальневосточных проектов в сфере газо- и нефтехимии и машиностроения — ВНХК, НЗМУ, верфи «Звезда» и др., показывают, что само по себе присутствие местных жителей на территории реализации проектов, заселенной по местным меркам достаточно плотно, не может гарантировать этим проектам наличия работников нужной квалификации и, следовательно, не является условием экономического роста, обеспечиваемого этими проектами.