По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Чего мы ждем от системы экономики качества?

Ключевые слова:

«Какой кошмар! Мало того, что к нам пристают с сертификацией систем качества, так теперь придумали новую забаву, какие-то, видите ли, системы экономики качества. Только этого нам и не хватало! Как здесь связать концы с концами? “Миссия. Видение. Организационная культура. Непрерывное совершенствование. Обоснованное (!!!) снижение затрат. Процессный подход. Заинтересованные стороны”. Так что, выходит, что нам все-таки нужно построить “сбалансированную систему показателей”?! Иначе как учесть интересы всех заинтересованных сторон? Надо спроецировать ее на наши процессы?! Деваться некуда, нам, видно, предстоит отказаться от фрагментарного подхода в пользу системного и все-таки придется во всем этом разобраться».

Если в статье нам удалось убедить менеджеров в целесообразности такого перехода, то давайте теперь приступим к обсуждению того, чего же мы, приверженцы идей TQM, ждем от системы экономики качества. Это очень важно понять и четко сформулировать на самом первом этапе, ибо эта система ориентирована на нас, на гибкое удовлетворение всех наших информационных потребностей. И не важно, возникают эти потребности из требований системы менеджмента качества или они порождаются нашими личными желаниями и представлениями. Если мы не сумеем полно и точно сформулировать, что именно мы хотим, например что-нибудь забудем, то, возможно, наши усилия окажутся напрасными или система экономики качества получится неполноценной.

Так часто бывает с приобретением программного обеспечения для компьютеров.

Когда не отдаешь себе отчет, для чего оно приобретается, приходится затем с ним расставаться и покупать новое, дополнять его другими программами, или тратить дополнительные усилия, чтобы адаптировать его к нашим потребностям, или самим подстраиваться под него. К тому же часто эта адаптация «нас к нему» или «его к нам» оказывается нецелесообразной и крайне неэффективной.

Перед обсуждением вопроса о том, чего же мы хотим от системы экономики качества, полезно сделать небольшой исторический экскурс и рассказать о ее предшественниках.

Пока существовали маленькие частные мастерские, владелец и менеджер совмещались в одном лице. Когда к нему обращался заказчик — рыцарь, собирающийся со своей дружиной в крестовый поход, было важно, с одной стороны, отражать (учитывать) развитие товарно-денежных отношений между договаривающимися сторонами, а с другой стороны — оценивать, как эта сделка влияет на имущество ремесленника. Бухгалтерский учет и оказался тем инструментом, который позволял удовлетворять информационные потребности ремесленника.

Свидетельства этому мы находим в трактате Луки Пачоли, относящемся аж к XII веку. Таким образом, ремесленнику требовалась определенным образом упорядоченная информация о происшедших событиях, и область бухгалтерского учета ограничивалась «фактами хозяйственной деятельности».

Для Цитирования:
Ю.П. Адлер, С.Е. Щепетова, Чего мы ждем от системы экономики качества?. Управление качеством. 2018;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: