По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 681.11.004

Часы мира

Мартыненко В.А. инженер, Донецкий национальный технический университет, 830001, ДНР, Донецк, ул. Артема, д. 58, e-mail: 2102566@rambler.ru
Сидоров В.А. д-р техн. наук, профессор, Донецкий национальный технический университет, 830001, ДНР, Донецк, ул. Артема, д. 58, e-mail: sidorov_va@ukr.net

Работа посвящена истории создания, конструкции и восстановления часов с необычным циферблатом, получивших название «часы мира». Возможность показывать время в городах мира несколько усложнило конструкцию, но в целом не повлияло на безотказность. После восстановления часовых механизмов Донецкого и Макеевского почтамтов в период с 2015 по 2016 г. удалось сделать некоторые выводы о конструкции и причинах остановки механизмов, отработавших более 50 лет.

Литература:

1. Фотографии и изображения. URL: http://visualrian.ru/hier_rubric/ photo/695493. html (дата обращения: 23.02.2019).

Практически все механизмы и приспособления в мире придуманы для облегчения труда человеку. Трамваи, троллейбусы, паровозы, самолеты и другие средства передвижения — механизмы, которые облегчают труд человека. Лучше ехать на телеге, чем идти пешком. А перенести тяжелый чемодан вручную — это отдельное удовольствие…

Есть механизмы для удовлетворения эмоциональных потребностей: музыкальные шкатулки, кинематограф, карильоны и т. д. Но только один механизм решает социальные проблемы человека, и этот механизм часы. Информационные табло на вокзалах формально можно тоже считать разновидностью часов.

Социальная задача часов — успокоить человека: «Не волнуйся, ты еще не опоздал!» Но есть часы, задача которых состоит в том, чтобы «сказать» человеку: «Не нужно тебе сейчас этого делать!»

На каждом предприятии существует система часофикации. Некоторые системы предназначены для контроля за дисциплиной труда. Некоторые включены в единый технологический процесс предприятия. Контроль времени особо был важен в работе телефонисток и телеграфистов междугородних телефонных станций. Оформляя бланк принятой или переданной телеграммы, контролируют время приема и передачи корреспонденции. Обычно телефонистка или телеграфистка узнавала время по общим часам, висящим в зале. Это заставляло каждого оператора периодически поворачивать голову в сторону часов и приводило к некоторой потере времени. Кроме того, были возможны ошибки в отсчете времени.

Решая эту технологическую задачу, комплексная бригада рационализаторов Саратовской междугородней телефонной станции в середине 1950‑х гг. разработала и внедрила способ часофикации рабочих мест междугородних и заказных коммутаторов. Данная разработка полностью отвечала поставленной задаче — облегчить условия труда телефонисток. Электрические часы с четким циферблатом были установлены на каждом рабочем месте. Эта идея была поддержана многими предприятиями связи СССР.

В сeредине 1950‑х гг. начался массовый обмен телеграммами между предприятиями по всей территории Советского Союза. Телеграмму нужно было доставить адресату, и главное — адресат должен был расписаться в «Журнале вручения корреспонденции». А как доставить телеграмму ночью, если предприятие не работает. Ведь мы все помним фразу: «Говорит Москва. В столице 15 часов, в Ашхабаде — 16, в Ташкенте — 17, в Караганде — 18… в Южно-Сахалинске — 23, в Петропавловске-Камчатском — полночь».

Для Цитирования:
Мартыненко В.А., Сидоров В.А., Часы мира. Главный механик. 2019;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: