Практически все механизмы и приспособления в мире придуманы для облегчения труда человеку. Трамваи, троллейбусы, паровозы, самолеты и другие средства передвижения — механизмы, которые облегчают труд человека. Лучше ехать на телеге, чем идти пешком. А перенести тяжелый чемодан вручную — это отдельное удовольствие…
Есть механизмы для удовлетворения эмоциональных потребностей: музыкальные шкатулки, кинематограф, карильоны и т. д. Но только один механизм решает социальные проблемы человека, и этот механизм часы. Информационные табло на вокзалах формально можно тоже считать разновидностью часов.
Социальная задача часов — успокоить человека: «Не волнуйся, ты еще не опоздал!» Но есть часы, задача которых состоит в том, чтобы «сказать» человеку: «Не нужно тебе сейчас этого делать!»
На каждом предприятии существует система часофикации. Некоторые системы предназначены для контроля за дисциплиной труда. Некоторые включены в единый технологический процесс предприятия. Контроль времени особо был важен в работе телефонисток и телеграфистов междугородних телефонных станций. Оформляя бланк принятой или переданной телеграммы, контролируют время приема и передачи корреспонденции. Обычно телефонистка или телеграфистка узнавала время по общим часам, висящим в зале. Это заставляло каждого оператора периодически поворачивать голову в сторону часов и приводило к некоторой потере времени. Кроме того, были возможны ошибки в отсчете времени.
Решая эту технологическую задачу, комплексная бригада рационализаторов Саратовской междугородней телефонной станции в середине 1950‑х гг. разработала и внедрила способ часофикации рабочих мест междугородних и заказных коммутаторов. Данная разработка полностью отвечала поставленной задаче — облегчить условия труда телефонисток. Электрические часы с четким циферблатом были установлены на каждом рабочем месте. Эта идея была поддержана многими предприятиями связи СССР.
В сeредине 1950‑х гг. начался массовый обмен телеграммами между предприятиями по всей территории Советского Союза. Телеграмму нужно было доставить адресату, и главное — адресат должен был расписаться в «Журнале вручения корреспонденции». А как доставить телеграмму ночью, если предприятие не работает. Ведь мы все помним фразу: «Говорит Москва. В столице 15 часов, в Ашхабаде — 16, в Ташкенте — 17, в Караганде — 18… в Южно-Сахалинске — 23, в Петропавловске-Камчатском — полночь».