По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 62-83-523:621.63

Частотно-регулируемый электропривод с цифровым регулятором демпфирования колебаний груза

Ребенков Е. С. канд. техн. наук, доцент кафедры электроснабжения промышленных предприятий, Новомосковский институт (филиал) РХТУ им. Д. И. Менделеева, г. Новомосковск, Россия
Майорова Н. Д. cт. преподаватель, Е-mail: majorovanatasha@mail.ru, Новомосковский институт (филиал) РХТУ им. Д. И. Менделеева, г. Новомосковск, Россия

Составлена в операторной форме модель частотно-регулируемого электропривода передвижения тележки мостового крана с подвешенным грузом. Для демпфирования колебаний груза по типу маятника в системе управления приводом разработан цифровой регулятор. На полученной модели представлены графики скоростей груза и тележки при прямом пуске и реверсе движения тележки, а также графики скоростей при изменении управления по синусоидальной форме. Во всех режимах скорость перемещения груза получена бесколебательной.

Литература:

1. Теория систем автоматического управления / В.А. Бесекерский, Е.П. Попов. — 4-е изд., перер. и доп. — СПб.: Профессия, 2007. — 752 с.

2. Ребенков Е.С. Цифровой регулятор демпфирования упругих колебаний в многомассовом электроприводе // Горный информационно-аналитический бюллетень. — 2014. — №2. — С. 330-335.

Применение цифровых регуляторов в электромеханических системах с упругими связями дает возможность включать в систему управления цифровые вычислительные устройства. Это позволяет управлять динамическими процессами с достаточно высокой точностью, определяемой шагом квантования координат моделируемой системы.

В электроприводе механизма перемещения тележки мостового крана с подвешенным грузом при пуске и регулировании скорости возникают колебания груза по типу «маятника». Движение тележки осуществляется с помощью установленного на ней частотно-управляемого асинхронного двигателя (АД), соединенного через редуктор с ходовыми колесами.

Структурная схема электропривода механизма передвижения тележки мостового крана приведена на рис. 1.

На структурной схеме ω1(s) — операторная скорость перемещения тележки, приведенная к вращательному движению ротора АД; ω2(s) — скорость колебательного по типу «маятника» движения груза, приведенная также к ротору двигателя.

Механическая часть электропривода представлена в виде двухмассовой упругой системы, состоящей из приведенной к скорости массы тележки с моментом инерции J1 и массы груза с приведенным моментом инерции J2.

Упругая связь между тележкой и грузом характеризуется эквивалентной жесткостью с и величиной внутреннего вязкого трения в. Асинхронный двигатель имеет электромагнитную постоянную Т2 и жесткость механической характеристики β. Скорость двигателя регулируется посредством преобразователя частоты с коэффициентом усиления KП и постоянной времени Т1. На выходе преобразователя отношение напряжения к частоте ω0 поддерживается постоянным, что делает неизменной жесткость механической характеристики двигателя при регулировании его скорости напряжением управления u(s).

Структурная схема отражает уравнения электромеханической системы привода, выраженные в операторной форме:

где М(s) и Му(s) — соответственно вращающий момент ротора АД и упругий момент, возникающий при взаимодействии тележки с грузом.

Для Цитирования:
Ребенков Е. С., Майорова Н. Д., Частотно-регулируемый электропривод с цифровым регулятором демпфирования колебаний груза. Электроцех. 2025;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: