Контрольно-пропускной режим — это комплекс организационно-правовых ограничений и правил, устанавливающих порядок пропуска через контрольно-пропускные пункты в отдельные здания (помещения) сотрудников объекта, посетителей, транспорта и материальных средств. Контрольно-пропускной режим является одним из ключевых моментов в организации системы безопасности на предприятии. С этих позиций контрольно-пропускной режим представляет собой комплекс организационных мероприятий (административно-ограничительных), инженерно-технических решений и действий службы безопасности.
Организация контрольно-пропускного режима отличается определенной сложностью. Дело в том, что механизм осуществления контрольнопропускного режима основывается на применении запретов и ограничений в отношении субъектов, пересекающих границы охраняемых объектов, для обеспечения интересов предприятия. Такой механизм должен быть безупречным с точки зрения соответствия требованиям действующего законодательства [1].
Транспортная безопасность занимает особое место в общей системе безопасности нашей страны. За последние 10 лет данное направление смогло добиться существенного прогресса в своем развитии благодаря совершенствованию нормативной правовой базы, появлению профессионального обучения и аттестации лиц, его обеспечивающих, оснащению инженерно-техническими средствами объектов транспортной инфраструктуры [2].
В законодательстве в сфере транспортной безопасности внутриобъектовый режим определяется как порядок передвижения физических лиц и транспортных средств в зоне транспортной безопасности (ЗТБ) в целях обеспечения транспортной безопасности.
Рассмотрим правила допуска на объект транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортное средство (ТС) железнодорожного транспорта и остановимся более подробно на порядке организации субъектом транспортной инфраструктуры (СТИ) или перевозчиком пропускного и внутриобъектового режимов, включая оформление и ношение различных пропусков.
Согласно действующим требованиям по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиям к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающим уровни безопасности для различных категорий ОТИ и ТС железнодорожного транспорта, различают постоянные, разовые и материальные пропуска.