В декабре 2019 года в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»1 были внесены поправки2 , которые непосредственно обращены не только к образовательным организациям высшего и среднего профессионального образования. Они затрагивают интересы тех организаций, которые в качестве партнеров образовательных организаций могут взять на себя обеспечение практической подготовки обучающихся.
Безусловно, решение вопроса о финансовом обеспечении таких сетевых форм применительно к организации и проведению практики требует более детального рассмотрения предлагаемых законом поправок. В конечно счете необходимо оценить не только сегодняшнее состояние сетевой подготовки, но и нормативную базу, регламентирующую сетевые формы реализации образовательных программ. Ситуация становится еще более напряженной, если учесть, что Федеральный закон от 02.12.2019 № 403-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 403-ФЗ) начинают действовать (за отдельными исключениями[footnote]3 [/footnote] ) с 1 июля 2020 года — к этому времени на основе уже существующего практического опыта применения сетевых форм необходимо разработать и принять ряд новых документов, обеспечивающих применение поправок, указанных в Законе № 403-ФЗ. Кроме того, необходимо отменить те нормативные документы, которые через полгода утратят свою актуальность4 .
С другой стороны, даже те частные фирмы, которые уже являются уверенными игроками на рынке образовательных услуг, прежде чем принять решение об экспансии своего влияния на этом рынке, должны понимать особенности соответствующей рыночной среды. Пока возникают скорее риторические вопросы: можно ли считать, что государство снимает барьеры в образовательной среде и предлагает частному бизнесу carte blanche на рынке образовательных услуг, то есть свободу действий в его интересе; может ли государство обеспечить такую свободу, особенно в партнерских отношениях (вуз — бизнес); каковы «необходимые и достаточные» пределы этой свободы?