В действующей редакции Гражданского кодекса РФ (п. 3 ст. 298) установлены ограничения в отношении бюджетного учреждения, которое «без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом». Остальным имуществом, принадлежащим бюджетному учреждению на праве оперативного управления, оно вправе распоряжаться самостоятельно. Это касается, в частности, доходов от уставной, приносящей доход деятельности и имущества, приобретенного на эти доходы (за исключением недвижимого). Но и для такого имущества по закону могут быть установлены ограничения и запреты.
Правовая концепция закрепления имущества за государственными организациями была разработана А. В. Венедиктовым1 еще в начале 1930-х гг.; ее суть заключается в том, что государство, сохраняя за собой право собственности, передает имущество государственной организации в оперативное управление, наделяя ее ограниченными правами в отношении переданного имущества.
Таким образом, особенности правового положения бюджетного учреждения исторически связаны с формированием отношений государственной собственности, с регламентацией возможности целевого использования имущества, переданного бюджетному учреждению, и распоряжения им, как правило, под контролем государства, учредителя, собственника. Безусловно, в эту конструкцию была встроена социальная функция государства: по плану, централизованно, под контролем обеспечивать развитие образования, науки, медицины…
В настоящее время особенности правового положения бюджетного учреждения можно свести к следующим ключевым моментам:
1) бюджетным учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера;