По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 656.2, 625.1

Быстро, безопасно, надежно

М. И. Бирюков научный редактор журнала «Техника – молодежи», г. Москва, ул. Лесная, д. 39. оф. 307, e-mail: mihailbir@yandex.ru

В стране Восходящего Солнца установлен новый мировой рекорд скорости для общественного наземного транспорта – семивагонный поезд Maglev L0 разогнался до умопомрачительных 603 км/ч! И при этом безопасность пассажиров обеспечена на 100 %.

С такой «максималкой» когда-то летали истребители Второй мировой войны, да и то, далеко не все.

Но одно дело летать в голубых небесах, где нет никаких препятствий, и совсем другое мчаться в 10 см над грешной землей, вернее – трассой.

Именно такой зазор обеспечивает магнитная подвеска maglev (от английского magnetic levitation – «магнитная левитация»). Поезд на магнитной подвеске движется и поддерживается силой электромагнитного поля, не касаясь поверхности, благодаря взаимному отталкиванию сверхмощных магнитов. Механическое трение при этом полностью исключается, и единственной тормозящей силой остается сопротивление воздуха. При электродинамической подвеске (EDS) взаимодействуют магнитные поля, создаваемые катушечными электромагнитами в полотне дороги, и поля, создаваемые сверхпроводящими электромагнитами на борту поезда.

Главным преимуществом системы EDS по сравнению с другими типами магнитных подвесок (а их существует несколько) является ее высокая надежность. Уже при небольшом сокращении расстояния между полотном и поездом возрастает сила отталкивания, в то же время увеличение этого расстояния снижает эту силу, что обеспечивает автоматическую стабилизацию зазора. Никакой электроники для контроля и корректировки расстояния между днищем поезда и полотном не требуется, независимо от загрузки, это тысячекратно повышает безопасность.

Правда, достаточная для «полёта» состава магнитная сила возникает только на большой скорости. По этой причине поезд с системой EDS оснащен дополнительными резинопневматическими колесами авиационного типа, которые когда надо выпускаются и обеспечивают движение при скоростях до 100–150 км/ч, то есть при ускорении и замедлении, а также в случае аварии.

Поезд приводится в движение и тормозит с помощью синхронного линейного двигателя, состоящего из опорных магнитов на борту и дорожного полотна. Система, встроенная в полотно, представляет собой статор, развернутый в линию, а опорные электромагниты работают в качестве ротора. Переменный ток в катушках генерирует магнитное поле, которое перемещает поезд.

Для Цитирования:
М. И. Бирюков, Быстро, безопасно, надежно. Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2018;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: