Статья поступила 4 апреля 2020 г.
В современных условиях высокой конкуренции каждый хозяйствующий субъект, занятый в сельском хозяйстве, стремится не только отвоевать долю на рынке, но и повысить свою конкурентоспособность, т.е. стать более привлекательным для покупателей, что в целом позволит получить больший доход. Однако при осуществлении своей деятельности каждый сельхозтоваропроизводитель сталкивается с различными проблемами.
Одной из главных проблем для организаций, занятых в сельском хозяйстве, является сбыт готовой продукции, а именно несовпадение места производства и места потребления; целесообразность осуществления поставок продукции крупными партиями с целью достижения эффекта масштаба; сезонный характер производства и другие. Решение данного вопроса находится в применении маркетинговых инструментов, так как выгодная реализация готовой продукции — ключевой фактор эффективного функционирования сельскохозяйственного производства.
Одним из эффективных маркетинговых инструментов активизации сбыта готовой сельскохозяйственной продукции является скидка.
В связи с тем что скидки являются самым популярным инструментом увеличения объема продаж сельскохозяйственной продукции, тема бухгалтерского учета скидок в организациях является актуальной.
Объектами исследования являются организации сельского хозяйства. В процессе исследования были использованы общенаучные методы, а также приемы систематизации и обобщения результатов.
Определение понятия «скидка» в документах системы нормативного регулирования, бухгалтерского учета, в гражданском законодательстве, законодательстве о налогах и сборах отсутствует, но существуют определения, сформированные разными экономистами. Так, в экономической литературе можно встретить схожие подходы к определению понятия «скидка» (табл. 1).
Проанализировав подходы к понятию «скидка», можно заметить, что в общем под скидкой понимается снижение первоначальной цены готовой продукции или товара. Помимо того что понятие «скидка» официально не закреплено ни в одной отрасли права, так еще и не регламентирован порядок бухгалтерского документирования операций со скидками, отсутствуют законодательно утвержденные схемы бухгалтерского учета скидок, предоставленных покупателям. Поэтому при предоставлении скидок покупателям бухгалтер организации ведет учет, а также документирует по традиционно сложившимся на практике вариантам.