Одним из инструментов снижения рисков лизингодателя является получение государственных гарантий. Правовому регулированию данного инструмента уже 20 лет. Но в постановлении Правительства РФ от 03.09.1998 № 1020 (ред. от 06.06.2002) «Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на осуществление финансовой аренды (лизинга)» речь идет о гарантиях кредиторам лизингодателя, то есть гарантиям банкам [1]. Сегодня такой лизинг в системе АО «Росагролизинг» является коммерческим лизингом.
По программе коммерческого лизинга АО «Росагролизинг» осуществляет поставки материально-технических ресурсов зарубежного производства, а также иных предметов лизинга, не входящих в перечень, передаваемый по системе федерального лизинга, за счет привлечения и использования внебюджетных источников финансирования. Применительно к оборудованию условия лизинга следующие: срок договора — до семи лет; авансовый платеж — от 15%; удорожание в год от стоимости закупки — от 7,5%; гарантийное обеспечение не менее одного годового лизингового платежа.
Но наиболее выгодным является федеральный лизинг за счет собственных средств АО «Росагролизинг», большую долю которых занимает уставный капитал. В структуре лизинговых сделок АО «Росагролизинг» федеральный лизинг занимает 98%.
Как нами было отмечено выше, АО «Росагролизинг» рассматривает государственные гарантии для оптимизации работы с региональными операторами и крупными агрохолдингами, которые являются основным «источником» просроченной дебиторской задолженности. Так, за 2017 год было списано безнадежной к взысканию задолженности на сумму 954 544 тыс. руб., при условии, что финансовый доход от лизинга составил 1 790 683 тыс. руб. Также в системе «Росагролизинга» используется банковская гарантия, но ее получение крайне сложно для сельхозтоваропроизводителей.
Цель исследования: разработка порядка бухгалтерского учета государственных гарантий в системе федерального агролизинга, наиболее полно отвечающего требованиям информативности и релевантности.