Статья поступила 02.10.2013
The article was received on October 2, 2013
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ и Положениями по бухгалтерскому учету независимо от организационно-правовой формы все юридические лица (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений) обязаны вести бухгалтерский учет в соответствии с федеральными стандартами бухгалтерского учета (далее – ФСБУ).
В отсутствие ФСБУ в настоящее время применяются Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), а также Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России № 34н от 29.07.1998.
В 1994 г. в связи с реализацией Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики было утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (далее – ПБУ 2/94).
ПБУ 2/94 устанавливало правила отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций застройщиков и подрядчиков, связанных с выполнением договоров подряда (контрактов) на капитальное строительство, и являлось элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.
В целях дальнейшего приближения к Международным стандартам бухгалтерской отчетности (далее – МСФО) и совершенствования нормативно-правовой базы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности приказом Минфина России от 24.10. 2008 №116н было утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (далее – ПБУ 2/2008), вступившее в силу 1 января 2009 г., разработанное на основании МСФО (IAS) 11 «Договоры на строительство».
Основная цель настоящей статьи – провести сравнительную характеристику ПБУ 2/2008 и МСФО 11, а также обозначить основные проблемы учета договоров строительного подряда в учете российских организаций на примере специализированной строительной организации ООО «Подземгазпром».