В национальной экономике наблюдаются устойчивые тенденции роста доли нематериальных активов в общем объеме имущества экономических субъектов. Например, в активах компаний, публикующих данные бухгалтерской (финансовой) отчетности по МСФО, доля нематериальных активов за последние годы значительно увеличивается. Так, в ОАО «РЖД» доля нематериальных активов за последние семь лет выросла в 39 раз, в ПАО «Аэрофлот» за девять лет — в 25 раз. Доля нематериальных активов в современных IT-компаниях России составляет от 4 до 10% в составе общей суммы активов [5, с. 49–50].
Увеличение доли нематериальных активов в деятельности экономических субъектов влечет за собой и рост количества противоправных действий с их использованием. Так, по данным статистической отчетности Верховного суда РФ, количество осужденных по ст. 180 УК РФ («Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)») за последние пять лет увеличилось на 195%, по ст. 272 («Неправомерный доступ к компьютерной информации») — на 133% [5, с. 51].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в нашей стране в последние годы отмечается рост преступлений с использованием объектов интеллектуальной собственности. В некоторой степени эта тенденция вызвана увеличением доли нематериальных активов в общем объеме активов экономических субъектов.
Как мы уже отмечали ранее, по данным открытых источников, противоправные действия против интеллектуальной собственности в современной России составляют около 1% от общего количества преступлений экономической направленности. В то же время специалисты в сфере криминальной статистики утверждают, что латентность данной категории противоправных действий составляет в среднем 80–90% [2, с. 14].
Анализируя виды противоправных действий с интеллектуальной собственностью, можно выделить две группы таких правонарушений и преступлений:
1) противоправные действия в отношении интеллектуальной собственности, не затрагивающие систему бухгалтерского учета экономического субъекта;