По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Будущее услуг проката автомобилей в России

Петр Алмазов эксперт-аналитик по транспортной стратегии

Впервые услуги каршеринга в нашей стране были предложены в 2012 г. В настоящее время происходит быстрое расширение этой сферы бизнеса. В конце 2019 г. количество используемых в прокате машин приблизился к 40 тыс. единиц. Большая часть указанного количества (свыше 90%) принадлежит четверке крупнейших игроков — «Яндекс.Драйв», «Делимобиль», BelkaCar и YouDrive. Расскажем подробнее о каждой компании и рассмотрим проблемы и перспективы развития такого бизнеса в России.

Лидирующую позицию на рынке каршеринга занимает «Яндекс.Драйв», предлагая к использованию немногим менее 17 тыс. автомобилей. Несколько скромнее количество машин, имеющихся у других компаний:

● «Делимобиль» — почти 12 тыс. авто;

● BelkaCar имеет в своем распоряжении около 5 тыс. машин;

● YouDrive обладает 2 тыс. единиц техники.

Общее количество компаний, специализирующихся на сервисе каршеринга, в нашей стране приближается к 30. Статистика говорит, что за годы присутствия услуг проката автомобилей на нашем рынке более десяти компаний отказались от начатой деятельности в этом направлении или прекратили подготовку к запуску сервиса, так и не доведя свой замысел до реального старта.

Автомобили каршеринга предлагаются клиентам практически в каждом регионе РФ, однако в центральных и западных регионах их присутствие гораздо сильнее, в то же время в некоторых восточных округах они и вовсе отсутствуют.

Несмотря на распространенность и развитость сервиса, практически для всех крупных игроков данного рынка этот вид деятельности в 2016–2018 гг. оказался нерентабельным. В плюсе оказались лишь некоторые компании, владеющие малым количеством машин. Из наиболее сильных представителей каршеринга в 2016–2017 гг. прибыль сумела получить только компания «Каршеринг Руссия», известная под брендом «Делимобиль», но и она в 2018 г. оказалась в убытке, связанном с покупкой ею оператора Аnytime.

Тем не менее нельзя говорить о полной несостоятельности данного вида бизнеса в долгосрочной перспективе, так как старт деятельности большинства компаний в этом секторе приходится на последние 2–3 года, а обновление автопарка предполагается после 3 лет эксплуатации. При этом компании компенсируют некоторую часть своих расходов на приобретение новых машин посредством реализации на вторичном рынке автомобилей, исчерпавших свои возможности использования в качестве прокатных. Тогда как первоначальный запуск сервиса предполагает только затраты на покупку новых авто, причем зачастую с использованием схем кредитования и лизинга, что влечет дополнительные расходы на начальном этапе работы. По расчетам, окупаемость и выход в положительный баланс происходит примерно на третий год деятельности, поэтому об итогах работы большинства компаний говорить еще рано. Это можно будет сделать лишь в 2020–2022 гг., по окончании полного цикла эксплуатации (первичная закупка парка автомобилей — эксплуатация — реализация отработавших машин на вторичном рынке).

Для Цитирования:
Петр Алмазов, Будущее услуг проката автомобилей в России. Грузовое и пассажирское автохозяйство. 2020;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: