По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 006.015

Будущее стандарта ИСО 9001 сквозь призму системы глубинных знаний

Адлер Ю. П. канд. техн. наук, профессор, действительный член Российской академии проблем качества, почетный президент Международной гильдии профессионалов качества, НИТУ «МИСиС», Москва
Шпер В. Л. канд. техн. наук, доцент, академик Российской академии проблем качества, НИТУ «МИСиС», Москва

Цель статьи – поднять вопрос о будущем стандарта ИСО 9001 с точки зрения системы глубинных знаний д-ра Деминга У. Э. Мы полагаем, что мир изменился таким образом, что сообщество профессионалов в области качества должно переосмыслить как цели, так и практику применения этого стандарта. Дело в том, что рост числа сертификатов соответствия стандарту ИСО 9001 и сопутствующий рост числа органов по сертификации ведут к гигантскому росту бюрократии, отрицательное воздействие которой намного перекрывает все позитивные аспекты данного стандарта и приводит к прямо противоположным результатам. Мы предлагаем простое лекарство, но оно должно быть тщательно проанализировано с разных точек зрения.

Литература:

1. Отчет ИСО по сертификации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.iso.org/iso/home/ news_index/news_archive/news. htm? refid=Ref1686 (Дата обращения: 29.03.2015).

2. Розенцвейг Ф. Эффект ореола… и другие восемь иллюзий, вводящие менеджеров в заблуждение. – BestBusinessBooks, 2008. – 256 с.

3. Adler Y., Shper V. New times, new songs! // 55th EOQ Congress «Navigating Global Quality in a New Era». – Budapest, 2011.

4. Друкер П. Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. – М.: Вильямс, 2000. – 272 с.

5. Friedman T. The world is flat: a brief history of the twenty-first century. – Farrar, Straus and Giroux, 2005. – 488 р.

6. Вумек Д., Джонс Д., Рус Д. Машина, которая изменила мир. – М.: Попурри, 2007. – 384 с.

7. Осоно Э., Симидзу Н., Такеути Х. Экстремальная Toyota. Парадоксы успеха японского менеджмента. – М.: Альпина Паблишер, 2011. – 288 с.

8. Семлер Р. Выходные всю неделю. – М.: Добрая книга, 2007. – 256 с.

9. Шей Е. Доставляя счастье. От нуля до миллиарда: история создания выдающейся компании из первых рук. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. – 304 с.

10. Carney B., Getz I. Freedom, Inc. – N.Y.: Crown Business, 2009. – 304 р.

11. Седдон Д. Свобода от приказов и контроля. – М.: РИА «Стандарты и Качество», 2009. – 232 с.

12. McGregor D. The human side of enterprise. Annotated Edition. – McGraw-Hill, 2005. – 256 р.

13. Мацусита К. Принципы успеха. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 126 с.

14. Wilkinson R., Pickett K. The spirit level: why greater equality makes societies Stronger. – N. Y.: Bloomsbury Press, 2009. – 334 р.

15. Hopper K., Hopper W. The puritan gift: reclaiming the american dream amidst global financial chaos. – I. B. Taurus, 2009. – 352 р.

16. Пфеффер Дж., Саттон Р. Доказательный менеджмент: новейшая концепция управления от Гарвардской школы бизнеса. – М.: Эксмо, 2008. – 384 с.

17. Гэлбрайт Дж. К. Экономика невинного обмана: правда нашего времени. – М.: Европа, 2009. – 88 с.

18. Stiglitz J. E. The price of inequality: how today’s divided society endangers our future. – N.Y.: W. W. Norton & Co., Inc., 2012. – 414 р.

19. Талеб Н. Н. Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости. – М.: Колибри, 2010. – 528 с.

20. Shewhart W. Economic control of quality of manufactured product. – ASQ (republished), 1931/1980. – 501 р.

21. Деминг У. Э. Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами. – М.: Альпина Паблишер, 2007. – 420 с.

22. Seddon J. The Case Against ISO 9000 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.slideshare.net/ siddharth4mba/the-case-against-iso9000-by-john-seddon (Дата обращения: 26.03.2015).

23. Gunter B. Farewell Fusillade. An unvarnished opinion on the state of quality profession // Quality Progress. – 1998. – № 4. – P. 111, 113, 117, 119.

Хорошо известно, что стандарт на системы менеджмента качества (СМК) ИСО 9001 – один из самых успешных проектов в области стандартизации когда-либо существовавших. Это следует из числа сертификатов соответствия, зарегистрированных в мире с момента появления первой версии в 1987 г.

Сегодня согласно отчету ИСО за 2011 г. [1] это число заметно превысило 1 млн (рис. 1).

Однако мы считаем, что как раз сейчас самое время всесторонне обдумать сложившуюся ситуацию, что собственно и побудило авторов написать эту статью.

С одной стороны, есть множество статей и книг, провозглашающих плюсы сертификации по ИСО 9001, особенно если мы посмотрим на работы, опубликованные в журналах «по качеству». С другой стороны, многие эксперты во всех регионах мира просто кричат о формальном внедрении стандарта ИСО 9001 и громадной бюрократии, которую он навязывает организациям (мы не говорим здесь о широко распространенной в странах бывшего СССР практике покупки сертификата без каких-либо изменений в самой организации). На деле никто не знает, какое количество организаций среди 1 111 698 [1] получило реально осязаемую пользу от сертификации. Стоит заметить, что любые ссылки на данные, полученные по опросам сертифицированных компаний, весьма сомнительны в силу так называемого «гало-эффекта», описанного Розенцвейгом Ф. [2]. Кроме того, мы вряд ли можем отличить влияние собственно сертификации от влияния всех других факторов, которые способны влиять на итоговые показатели компании, таких, как, например, инновации, новые процедуры, обучение и тренинги, новые сотрудники, изменение законодательства, и т. д.

Принимая все вышеизложенное во внимание, мы думаем, что сообщество качества должно обсуждать вовсе не вопрос о том, приносит или нет сертификация по стандарту ИСО 9001 пользу или вред, а совершенно другой, и в некотором смысле гораздо более важный вопрос:

Соответствует ли сертификация по ИСО 9001 требованиям нового менеджмента – менеджмента XXI века?

Для Цитирования:
Адлер Ю. П., Шпер В. Л., Будущее стандарта ИСО 9001 сквозь призму системы глубинных знаний. Главный инженер. Управление промышленным производством. 2015;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала