Статья поступила 22.03.2021
Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем.
(Виссарион Белинский)
Будущее… Каким оно будет? Светлым и прекрасным, когда будут воплощены мечты о социальной справедливости? Совершенным в технологическом плане, когда люди и роботы будут жить рядом, а современные технологии упростят жизнь человека и виртуальная реальность будет неотъемлемой частью бытия? Или научно-технический прогресс приведет нас к краху и машины уничтожат вид homo sapiens? Человеку свойственно мечтать, а сложные проблемы уносят фантазию современных авторов, да и обычного человека, к новым удивительным мирам и цивилизациям. Жюль Верн, Герберт Уэллс, Айзек Азимов, Роберт Хайнлайн, Рэй Брэдбери, Александр Беляев, Иван Ефремов, Станислав Лем, Кир Булычев, братья Стругацкие — замечательная плеяда писателей, произведениями которых зачитывалась молодежь во второй половине ХХ в. и которые ставят в своих произведениях вопрос о влиянии технологий на ход истории, размышляя о путях развития человечества. А как относятся к этой проблеме современная молодежь, люди старшего поколения?
В данной статье мы хотели ответить на следующие вопросы: каким образом формировались современные представления о будущем; какие произведения о будущем в литературе, искусстве и кинематографе знают и почитают современные россияне; какое влияние они оказывают на их личность и их креативность и как футуристическая тематика влияет на сценарии развития технологий в мире.
В качестве методов социологического исследования мы выбрали два.
На первом этапе было проведено 22 глубинных интервью по теме «Технологии и будущее» и по изучению исторического наследия относительно мыслей о будущем. Исследование было разведывательным, поэтому мы постарались поделить респондентов на три группы, и в поле нашего зрения попали жители разных городов России от 18 до 63 лет. Среди опрошенных были представители трех поколений. Одна часть — это студенты (МГТУ им. Н.Э. Баумана, Высшей школы экономики, РГГУ и др.). Какие они, современные студенты? Проработав 30 лет в МГТУ им. Н.Э. Баумана, я вижу четкое деление студентов в группах на «читающих» и «нечитающих». Каждый семестр начинается с тестирования и анкетирования. Таким образом выясняется коллективный портрет группы: их интересы, предпочтения, увлечения. Не вдаваясь в подробности, отметим, что на первых позициях у них стоят наука и техника, они отдают предпочтение учебной и художественной литературе, выбирают книгу, а не экран, иногда ходят в театр, часто — в кино, регулярно смотрят видео, из жанров предпочитают комедию, научную фантастику и фэнтези, только половина увлекается современной музыкой, другая половина выбирает классику и современность, иногда посещают музеи. Все больше появляется студентов, которые не смотрят телевизор (от 15 до 40%). Интервьюирование было проведено ближе к концу семестра: уже были обозначены основные социологические проблемы, выяснены истоки и основные направления развития социологической теории, за счет использования творческих заданий и дискуссий в учебном процессе сложились доверительные отношения между студентами и преподавателем. Исходя из этого мы могли рассчитывать на искренние ответы. По форме интервью можно отнести к разряду полустандартизированных: вопросы были и открытые, и закрытые, четко заданы были параметры у ключевых вопросов, некоторые вопросы были сформулированы произвольно.