По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.422.42 DOI:10.33920/nik-01-2109-01

Будущее глазами современников

Моторина Ирина Егоровна ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)», Россия, 105005, Москва, ул. 2-я Бауманская, д. 5, Е-mail: iemotorina@bmstu.ru, ORCID: 0000-0001-6368-3193

В данной статье рассмотрена проблема зависимости ценностных ориентаций и представлений о будущем от социокультурных изменений в современном обществе на этапе перехода в информационную стадию. Будущее волновало человека с древнейших времен. Истоки современных представлений о будущем мы находим в мифологии и античной философии. В дальнейшем появились различные интерпретации будущего в утопической философии, футурологии, концепциях постиндустриального и информационного общества, а также в научной фантастике. Образ будущего волнует современную молодежь, и они с интересом смотрят фильмы и читают книги о будущем. Но без прошлого нет будущего. Все наши чаяния о нем связаны с современными культурными ценностями и нормами. В статье использованы материалы социологического исследования, проведенного в МГТУ им. Н.Э. Баумана, РГГУ, Высшей школе экономики.

Литература:

1. Азимов А. Я, робот / Пер. А. Иорданского. — М., 1964.

2. Беляев А. Голова профессора Доуэля / Храм снов: Русская фантастическая проза 30-х годов ХХ века. Антология / Ред.-составитель Ю.М. Медведев. — М., 2000.

3. Брэдбери Р. 451 градус по Фаренгейту / Р. Брэдбери. О скитаниях вечных и о Земле / Пер. с англ. — М.: Правда, 1987.

4. Верн Ж. Собрание сочинений в 20 томах. — М.: Терра, 1997.

5. Гуревич П.С. Феномен деантропологизации человека // Вопросы философии. — 2009. — № 3.

6. Демиденко Э.С. Ноосферное восхождение земной жизни. — М., 2003.

7. Дневники Леонардо да Винчи, опубликованные и оцифрованные в Британской библиотеке в открытом доступе. “1478–1518, Contents: Notebook of Leonardo da Vinci (The Codex Arundel). A collection of papers written in Italian by Leonardo da Vinci (b. 1452, d. 1519), in his characteristic left-handed mirror-writing (reading from right to left), including diagrams, drawings and brief texts” [Электронный ресурс]. — URL: http://www.bl.uk/ manuscripts/Viewer.aspx?ref=arundel_ms_263_f001r (дата обращения: 05.01.2020).

8. Дэникен Э. фон. Воспоминания о будущем. Послания и сигналы Вселенной. — М.: ЭКСМО, 2004.

9. Емец Д. Пират против всей галактики. Вселенский неудачник [Электронный ресурс]. — URL: http://www.emets.olmer.ru (дата обращения: 10.01.2020).

10. Замятин Е. Мы. — Нью-Йорк: Издательство имени Чехова, 1952.

11. Махолет по эскизу Леонардо да Винчи [Электронный ресурс]. — URL: http://kakizobreli.ru/izobreteniya-leonardo-da-vinchi/#samolet (дата обращения: 05.02.2020).

12. Оруэлл Д. 1984 / Д. Оруэлл. 1984. Роман. Скотный двор. Сказка / Пер. Д. Иванова, В. Недошивина. — Пермь: Капик, 1992.

13. Панарин А.С. Искушение глобализмом. — М.: ЭКСМО, 2003.

14. Полет дельтаплана по эскизу Леонардо да Винчи [Электронный ресурс]. — URL: http://class-fizika.narod.ru/leo2.htm (дата обращения: 05.02.2020).

15. Смирнов С.А. Современная антропология. Аналитический обзор // Человек. — 2003. — № 5.

16. Тоффлер Э. Футурошок / Элвин Тоффлер / Пер. с англ. — СПб.: Лань, 1997.

17. Уоллэйс Р. Мир Леонардо. Библиотека искусств. — М.: Терра, 1997.

18. Филип К. Дик. Человек в высоком замке. 1962. Экранизация: сериал, 4 сезона, 2014–2015.

19. Циолковский К.Э. Космическая философия. — М.: АСТ, 2019.

20. Эйнштейн А. Цитаты и афоризмы [Электронный ресурс]. — URL: http://www.quote-citation.com (дата обращения: 15.01.2020).

21. Эрарта. Музей современного искусства. Выставка «Дополненная реальность» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.erarta.com/ (дата обращения: 15.01.2020).

22. «2012» (реж. Р. Эммерих, 2009, США, Канада), «Послезавтра» (реж. Р. Эммерих, 2004, США), «Я — легенда» (реж. Ф. Лоуренс, 2007, США), сериал «Сотня» (реж. Джейсон Ротенберг, с 2014 г. по наст. вр., США).

23. «Лобстер» (реж. Йоргос Лантимос, 2015, Великобритания, Греция, Ирландия, Франция, Нидерланды).

24. «Люди в черном» (реж. Барри Зонненфельд, США), «Терминатор» (реж. Д. Кэмерон, 1984, США), «Машина времени» (реж. С. Уэллс, 2002, США), «Звездные войны» (создатель Д. Лукас, с 1976 г., США), «Пятый элемент» (реж. Л. Бессон, 1997, Франция), «Назад в будущее» (реж. Р. Земекис, 1985, США).

25. «Остров» (реж. М. Бэй, 2005, США), «Дивергент» (реж. Н. Бергер, 2014, США), «Интерстеллар» (реж. К. Нолан, 2014, США, Великобритания), «Марсианин» (реж. Р. Скотт, 2015, США), «Апгрейд» (реж. Ли Уоннелл, 2018, Австралия, США).

26. «Я, робот» (реж. А. Пройас, 2004, США).

27. Appel, Markus & Krause, Stefan & Gleich, U. & Mara, Martina (2016). Meaning Through Fiction: Science Fiction and Innovative Technologies. Psychology of Aesthetics Creativity and the Arts. 10. 10.1037/aca0000052. Page 4.

1. Azimov A. Ya, robot: Per. A. Iordanskiy. — M., 1964.

2. Belyayev A. Golova professora Douelya / Khram snov: Russkaya fantasticheskaya proza 30-kh godov ХХ veka. Antologiya. Red.-sostavitel' Yu.M. Medvedev. — M., 2000.

3. Bredberi R. 451 gradus po Farengeytu / Bredberi R. O skitaniyakh vechnykh i o Zemle: Per. s angl. — M.: Pravda, 1987.

4. Vern Zh. Sobraniye sochineniy v 20 tomakh. — M.: Terra, 1997.

5. Gurevich P.S. Fenomen deantropologizatsii cheloveka // Voprosy filosofii. — 2009. — № 3.

6. Demidenko E.S. Noosfernoye voskhozhdeniye zemnoy zhizni. — M., 2003.

7. Dnevniki Leonardo Da Vinchi, opublikovannyye i otsifrovannyye v Britanskoy biblioteke v otrytom dostupe. “1478–1518, Contents: Notebook of Leonardo da Vinci (The Codex Arundel). A collection of papers written in Italian by Leonardo da Vinci (b. 1452, d. 1519), in his characteristic left-handed mirror-writing (reading from right to left), including diagrams, drawings and brief texts” [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.bl.uk/manuscripts/Viewer. aspx?ref=arundel_ms_263_f001r (Data obrashcheniya: 05.01.2020).

8. Deniken E. fon. Vospominaniya o budushchem. Poslaniya i signaly Vselennoy. — M.: EKSMO, 2004.

9. Yemets D. Pirat protiv vsey galaktiki. Vselenskiy neudachnik. [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.emets.olmer.ru (Data obrashcheniya: 10.01.2020).

10. Zamyatin Ye. My. — N'yu-York: Izdatel'stvo imeni Chekhova, 1952.

11. Makholet po eskizu Leonardo da Vinchi. [Elektronnyy resurs]. URL: http://kakizobreli.ru/izobreteniya-leonardo-da-vinchi/#samolet (Data obrashcheniya: 05.02.2020).

12. Oruell D. 1984 / Oruell D. 1984. Roman. Skotnyy dvor. Skazka. Per. D. Ivanova, V. Nedoshivina. — Perm': Izdatel'stvo «Kapik», 1992.

13. Panarin A.S. Iskusheniye globalizmom. — M.: EKSMO, 2003.

14. Polet Del'taplana po eskizu Leonarda Da Vinchi. [Elektronnyy resurs]. URL: http:// class-fizika.narod.ru/leo2.htm (Data obrashcheniya: 05.02.2020).

15. Smirnov S.A. Sovremennaya antropologiya. Analiticheskiy obzor // Chelovek. — 2003. — № 5.

16. Toffler E. Futurshok / Elvin Toffler. Per. s angl. — SPb.: Lan', 1997.

17. Uolleys R. Mir Leonardo. Biblioteka iskusstv. — M.: Terra, 1997.

18. Filip K. Dik. Chelovek v vysokom zamke. 1962. Ekranizatsiya: serial 4 sezona, 2014– 2015 gg.

19. Tsiolkovskiy K.E. Kosmicheskaya filosofiya. — M.: Ast, 2019.

20. Eynshteyn A. Tsitaty i aforizmy. [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.quote-citation. com (Data obrashcheniya 15.01.2020).

21. Erarta. Muzey sovremennogo iskusstva. Vystavka «Dopolnennaya real'nost'». [Elektronnyy resurs]. URL: https://www.erarta.com/ (Data obrashcheniya: 15.01.2020).

22. «2012» (rezh. R. Emmerikh, 2009, SSHA, Kanada), «Poslezavtra» (rezh. R. Emmerikh, 2004, SSHA), «Ya — legenda» (rezh. F. Lourens, 2007, SSHA), Serial «Sotnya» (rezh. Dzheyson Rotenberg, s 2014 po n.vr., SSHA).

23. «Lobster» (rezh. Yorgos Lantimos, 2015, Velikobritaniya, Gretsiya, Irlandiya, Frantsiya, Niderlandy).

24. «Lyudi v chernom» (rezh. Barri Zonnenfel'd, SSHA), «Terminator» (D. Kemeron, 1984, SSHA), «Mashina vremeni» (rezh S. Uells, 2002, SSHA), «Zvozdnyye voyny» (sozdatel' D. Lukas, s 1976, SSHA), «Pyatyy element» (rezh. L. Besson, 1997, Frantsiya), «Nazad v budushcheye» (rezh. R. Zemekis, 1985, SSHA).

25. «Ostrov» (rezh. M. Bey, 2005, SSHA), «Divergent» (rezh. N. Borger, 2014, SSHA), «Interstellar» (rezh. K. Nolan, 2014, SSHA, Velikobritaniya), «Marsianin» (rezh. R. Skott, 2015, SSHA), «Apgreyd» (rezh. Li Uonnell, 2018, Avstraliya, SSHA).

26. «Ya, robot» (rezh. A. Proyas, 2004, SSHA).

27. Appel, Markus & Krause, Stefan & Gleich, U. & Mara, Martina. (2016). Meaning Through Fiction: Science Fiction and Innovative Technologies. Psychology of Aesthetics Creativity and the Arts. 10. 10.1037/aca0000052. Page 4.

Статья поступила 22.03.2021

Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем.

(Виссарион Белинский)

Будущее… Каким оно будет? Светлым и прекрасным, когда будут воплощены мечты о социальной справедливости? Совершенным в технологическом плане, когда люди и роботы будут жить рядом, а современные технологии упростят жизнь человека и виртуальная реальность будет неотъемлемой частью бытия? Или научно-технический прогресс приведет нас к краху и машины уничтожат вид homo sapiens? Человеку свойственно мечтать, а сложные проблемы уносят фантазию современных авторов, да и обычного человека, к новым удивительным мирам и цивилизациям. Жюль Верн, Герберт Уэллс, Айзек Азимов, Роберт Хайнлайн, Рэй Брэдбери, Александр Беляев, Иван Ефремов, Станислав Лем, Кир Булычев, братья Стругацкие — замечательная плеяда писателей, произведениями которых зачитывалась молодежь во второй половине ХХ в. и которые ставят в своих произведениях вопрос о влиянии технологий на ход истории, размышляя о путях развития человечества. А как относятся к этой проблеме современная молодежь, люди старшего поколения?

В данной статье мы хотели ответить на следующие вопросы: каким образом формировались современные представления о будущем; какие произведения о будущем в литературе, искусстве и кинематографе знают и почитают современные россияне; какое влияние они оказывают на их личность и их креативность и как футуристическая тематика влияет на сценарии развития технологий в мире.

В качестве методов социологического исследования мы выбрали два.

На первом этапе было проведено 22 глубинных интервью по теме «Технологии и будущее» и по изучению исторического наследия относительно мыслей о будущем. Исследование было разведывательным, поэтому мы постарались поделить респондентов на три группы, и в поле нашего зрения попали жители разных городов России от 18 до 63 лет. Среди опрошенных были представители трех поколений. Одна часть — это студенты (МГТУ им. Н.Э. Баумана, Высшей школы экономики, РГГУ и др.). Какие они, современные студенты? Проработав 30 лет в МГТУ им. Н.Э. Баумана, я вижу четкое деление студентов в группах на «читающих» и «нечитающих». Каждый семестр начинается с тестирования и анкетирования. Таким образом выясняется коллективный портрет группы: их интересы, предпочтения, увлечения. Не вдаваясь в подробности, отметим, что на первых позициях у них стоят наука и техника, они отдают предпочтение учебной и художественной литературе, выбирают книгу, а не экран, иногда ходят в театр, часто — в кино, регулярно смотрят видео, из жанров предпочитают комедию, научную фантастику и фэнтези, только половина увлекается современной музыкой, другая половина выбирает классику и современность, иногда посещают музеи. Все больше появляется студентов, которые не смотрят телевизор (от 15 до 40%). Интервьюирование было проведено ближе к концу семестра: уже были обозначены основные социологические проблемы, выяснены истоки и основные направления развития социологической теории, за счет использования творческих заданий и дискуссий в учебном процессе сложились доверительные отношения между студентами и преподавателем. Исходя из этого мы могли рассчитывать на искренние ответы. По форме интервью можно отнести к разряду полустандартизированных: вопросы были и открытые, и закрытые, четко заданы были параметры у ключевых вопросов, некоторые вопросы были сформулированы произвольно.

Для Цитирования:
Моторина Ирина Егоровна, Будущее глазами современников. Вопросы культурологии. 2021;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: