Военно-политический кризис вокруг Украины стал отражением накопившихся в течение длительного времени системных противоречий между Россией и западными странами. Эти противоречия порождались трансформацией, сложившейся после распада Советского Союза обстановки в мире, фактором глобализации и стремлением Соединенных Штатов провозгласить однополярное мироустройство.
В конце 90-х — начале 2000-х гг. Запад начал системно провоцировать Россию ползучим расширением своих военно-политических объединений, а потом перешел к развязыванию открытых конфликтов в угоду собственным интересам. Целью этого постоянно растущего давления на нашу страну, создания у ее границ очагов военной напряжённости, включая трагический по своим последствиям государственный переворот в Украине 2014 г., было и остается глобальное ослабление России.
Россия неоднократно пыталась выстроить отношения со своими западными партнерами, предложив им, в частности, в декабре 2021 г. обсудить набор мер по укреплению доверия и выстраиванию системы коллективной безопасности [6]. Ответная реакция Запада и последовавшие вслед за этим его практические действия хорошо известны.
Европейский союз отреагировал на специальную военную операцию России на территории Украины быстро, солидарно и резко негативно. Саммит Европейского совета в марте 2022 г. охарактеризовал ее как «неспровоцированную и неоправданную военную агрессию», попытку «разрушить основы международной безопасности и стабильности» [12]. Как заявляют в Брюсселе, эту позицию разделяют все страны ЕС, в том числе не входящие в НАТО (Австрия, Ирландия, Кипр, Мальта, Финляндия и Швеция — пока).
Мощная информационно-пропагандистская обработка коллективного сознания европейцев по поводу цели и хода специальной военной операции России на территории Украины оказала деструктивное влияние на общественные настроения в Европе. Вопреки фактам игнорируются реальные причины кризиса, последовательные утверждения российских властей о том, что удары наносятся только по объектам, имеющим отношение к военному потенциалу Украины.