— Андрей Евгеньевич, расскажите, пожалуйста, из каких предпосылок возникла идея умных рыбных ферм?
— Согласно последним прогнозам ООН, численность населения Земли к концу этого века составит 11 млрд, а это значит, что нам потребуется намного больше белка. Эта задача настолько сложна, что недавно группа исследователей из института Англия Раскин (Anglia Ruskin University) по глобальному устойчивому развитию предположила, что если не изменить мировую политику, рост населения и пищевое производство, наше общество ждет неминуемый крах в следующие 30 лет.
Сегодня океан является главным источником животного белка. Больше 2,6 млрд человек каждый день зависят от него. В то же время мировое рыболовство в 2,5 раза превышает тот объем, который океан может устойчиво воспроизводить, т.е. люди добывают из океана намного больше рыбы, чем он может восполнить естественным способом.
Согласно недавнему отчету WWF, за последние 40 лет мировые живые ресурсы моря сократились вдвое. Согласно другому недавнему исследованию, популяции самых крупных хищников, таких как меч-рыба и голубой тунец, сократились более чем на 90% с 1950-х.
Есть множество инициатив по экологически безопасной ловле рыбы, направленных на усовершенствование, рационализацию рыболовства. Но в итоге все эти инициативы направлены на то, чтобы сохранить уровень текущего вылова. Маловероятно, что даже с рационально управляемым рыбным промыслом мы сможем добывать из океана больше, чем сегодня.
Мне кажется, нам нужно перестать грабить океаны. Нам нужно снизить нагрузку на них. Мы дошли до той точки, когда стоит поднажать еще для большего производства,— и нас ждет катастрофа. Существующее хозяйство не сможет прокормить растущее население Земли.
Решение проблемы — это аквакультура. Выращивание рыбы, водорослей, моллюсков и ракообразных. Великий покоритель океанов Жак Кусто однажды сказал: «Мы должны обращаться с океаном как фермеры, а не охотники. В этом и есть смысл цивилизации — фермерство вместо охоты». Рыба — единственная еда, на которую мы еще охотимся. Аквакультура в 2015 г. впервые в истории произвела больше рыбы, чем мы добываем из дикой среды. А в стоимостном выражении почти в 2 раза превысила стоимость выловленной рыбы.