По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.77 + 327.2:316.334.56

Брендинг российских территорий при осуществлении внешнеэкономической деятельности государства

Устинович Е.С. д-р полит. наук, доцент, профессор кафедры экономики, управления и политики Юго-Западного государственного университета

В настоящей статье речь идет о необходимости развития брендинга российских территорий (субъектов Российской Федерации). Внешнеэкономический потенциал региона формируется в зоне взаимодействия национальной и мировой экономик, что определяет специфические черты пространственной и структурной организации хозяйственной деятельности и требует разработки соответствующей модели региональной политики. Развитие брендинга российских территорий сегодня приобретает характер актуальности в связи с тем, что возможности данного маркетингового инструмента в государственной политике и государственном управлении недостаточно использованы. В конечном итоге это отражается на социально-экономических показателях региона. Одной из возможных сфер включения брендинга в арсенал инструментов государственного управления – внешнеэкономическая деятельность субъекта Российской Федерации.

Литература:

1. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129336/(дата обращения: 05.05.2018).

2. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rg.ru/2014/07/03/strategia-dok. html (дата обращения: 05.05.2018).

3. Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса» от 07.05.2013 № 104-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_145985/(дата обращения: 05.05.2018).

4. Постановление Правительства РФ от 30.09.2014 № 999 (ред. от 31.01.2018) «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» (вместе с «Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации») [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_169507/(дата обращения: 05.05.2018).

5. Постановление Правительства РФ от 02.08.2010 № 588 (ред. от 15.11.2017) «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103481/(дата обращения: 05.05.2018).

6. Типовое положение «О представительстве субъекта Российской Федерации». Официальный сайт Министерства иностранных дел [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mid. ru/bdomp/sbor.nsf/(дата обращения: 21.06.2014).

7. Анхолт С. Брендинг: дорога к мировому рынку/С. Анхолт. — М.: Кудиц-Образ, 2004.

8. Вагин В. Д. Экономический потенциал территории Российской Федерации: учебное пособие/В. Д. Вагин — СПб.: ИЦ Интермедиа, 2015.

9. Важенин С. Г. Конкуренция, сотрудничество и доверие территорий в экономическом пространстве: брошюра/С. Г. Важенин, И. С. Важенина — Екатеринбург: Институт экономики Уральского отделения РАН, 2016.

10. Динни К. Брендинг территорий. Лучшие мировые практики:/Под. ред. Кейта Динни; пер. с англ. Веры Сечной. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.

11. Котлер Ф. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей, туристов в город, коммунны, регионы и страны Европы: Ф. Котлер, К. Асплунд, И. Рейн, Д. Хайдер. СПб. «Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге», 2005.

12. Кусраева О. А. Современная теория брендинга: разделение подходов на основе функциональной составляющей//Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. — 2017. — № 1. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-teoriya-brendinga-razdeleniepodhodov-na-osnove-funktsionalnoy-sostavlyayuschey (дата обращения: 06.05.2018).

13. Оборина Е. Д. Формирование стратегии развития внешнеэкономической деятельности региона: дис. … канд. экон. наук/Е. Д. Оборина — Екатеринбург, 2011.

14. Подшувейт О. В. Внешнеэкономический потенциал региона как фактор конкурентного развития территории: диссертация … кандидата географических наук: 25.00.24/О. В. Подшувейт; Место защиты: ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный университет, 2017.

15. Баженов Ю. Н., Подшувейт О. В. Информационные деловые центры Санкт-Петербурга как механизм повышения внешнеэкономической деятельности//Балтийский регион. — 2014. — № 3 (21). — с. 59.

16. Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов: Пер. с англ. И. Минервина. — М.: Альпина Паблишер, 2016.

В современной зарубежной литературе конкурентоспособность территорий раскрывается чрез такое понятие, как брендинг территорий. Теория брендинга является междисциплинарным предметом исследования, прежде всего таких дисциплин, как маркетинг и урбанистика.

Несмотря на множественность научных публикаций по данной проблематике, следует отметить, что именно в конце 70-х гг. прошлого столетия возникло впервые понимание того, что территория (страна, город, регион и т. д.) может быть представлена как торговая марка.

Признанной в мире оценкой текущего состояния позиционирования и имиджа региона признана методика так называемого «шестиугольника Анхольта» [8, 29] (рис. 1).

Саймон Анхольт в своем подходе к брендинговой оценке региона использует такие показатели, как: туризм, внешняя и внутренняя политику, культурное наследие, инвестиции и иммиграция, население, экспортируемые бренды.

Сегодня оценка брендинга территорий стала предметом для постоянных рейтинговых исследований и мониторинга целого ряда консалтинговых агентств. Среди известных в мире можно назвать RepTrack, которое разработало свою систему репутации. В исследовании участвуют ежегодно более 100 городов мира.

В соответствии с системой репутации RepTrack важнейшим из критериев в брендинге региона является показатель «доверие» — «сердце сильной репутации».

Уровень доверия, хорошего самочувствия, восхищения и уважения определяет «пульс репутации», иными словами, способность города или региона обеспечивать свою конкурентоспособность на международном уровне.

Три основных направления, которые выделяют сотрудники Института репутации, позволяют комплексно оценивать факторы развития города. Тринадцать ключевых параметров, формирующих доверие и привлекательность, разделены на три группы.

Так, в частности, привлекательная экономика региона характеризуется следующими показателями:

· производство и предложение большого количества уникальной и высококачественной продукции, услуг в регионе;

Для Цитирования:
Устинович Е.С., Брендинг российских территорий при осуществлении внешнеэкономической деятельности государства. Посольства России и мир. 2022;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: