По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 656.2.08:629.735

БПЛА — на службу железнодорожной безопасности

В. М. Рудановский канд. техн. наук, e-mail: rudanovsckyv@yandex.ru

Рассматриваются вопросы применения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) на железнодорожном транспорте. Особое внимание уделено возможностям использования БПЛА для улучшения всех видов безопасности, обеспечением которых занимаются на железных дорогах: безопасности движения, безопасности труда (охраны труда), экологической безопасности, транспортной и общественной безопасности, — а также для повышения эффективности проведения аварийно-восстановительных работ после транспортных происшествий со сходом подвижного состава с рельсов. Дается оценка существующим правовым основам использования БПЛА.

Литература:

1. Транспорт в деталях: беспилотные технологии в воздухе. Авиация России. 21.11.2022 / URL: https://aviation21.ru (дата обращения 03.02.2023).

2. Курченко Н.Ю. Нормативно-правовая база использования беспилотных авиационных систем / Н.Ю. Курченко, Е.В. Труфляк. — Краснодар : КубГАУ, 2020. — 45 с.

3. Нам сверху видно все: транспортная инфраструктура. Коммерческое применение беспилотных летательных аппаратов на автомобильном и железнодорожном транспорте. Центр разработки решений с использованием беспилотных летательных аппаратов (PwC). 2017 / URL: https://www.pwc.com/transportinfrastructure-rus.pdf (дата обращения 03.02.2023).

4. Skymec поставила РЖД дроны DJI Mavic 2 Enterprise. Пресс-релизы на РБК+. — 21 декабря 2021 г. / URL: // https:// plus.rbc.ru/pressrelease (дата обращения 03.02.2023).

5. Правила реализации в холдинге «РЖД» системных мер, направленных на обеспечение безопасности движения поездов. Утверждены распоряжением ОАО «РЖД» от 30 сентября 2016 г. № 2006р.

6. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ). Утверждены приказом Минтранса России от 23 июня 2022 г. № 250.

7. Противоударный дрон Flyability Elios 2 / URL: https://www.pergam.ru/ catalog/bpla (дата обращения 03.02.2023).

8. Лутфулин М.Д., Большаков Р.С., Маловецкая Е.В. Сравнительный анализ способов оценки технического состояния объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта / URL: https://ojs.irgups. ru/article (дата обращения 03.02.2023).

9. Объявление о проведении открытого запроса на поиск инновационных решений в части применения беспилотных летательных аппаратов в локомотивном комплексе / URL: https://eoi.rzd.ru/claim/ view (дата обращения 03.02.2023).

10. Храмов А.В., Ермолаев А.А., Шалашова А.И., Контрош Л.В. Возможности экологического мониторинга с применением БПЛА в России / Известия СПбГЭТУ «ЛЭТИ». — № 7, 2017. — С. 79–84

11. Мониторинг критических ситуаций на железнодорожном транспорте с помощью беспилотных летательных аппаратов / URL: https://www.rfbrs. ru/project_search (дата обращения 03.02.2023).

12. Котарев С.Н., Котарева О.В., Александров А.Н. Использование беспилотных летательных аппаратов для обеспечения безопасности на объектах транспорта / URL: https://cyberleninka.ru/article (дата обращения 03.02.2023).

13. Применение БПЛА в области обеспечения транспортной безопасности. — АО «НИИАС» / URL: https:// new.groteck.ru/ catalog (дата обращения 03.02.2023).

14. Методическое пособие по планированию и использованию воздушного пространства беспилотных воздушных судов (БВС), порядку подачи заявок / URL: https://admsysert.ru/files (дата обращения 03.02.2023).

Необходимость обеспечения безопасности во всех отраслях народного хозяйства, в том числе на железнодорожном транспорте, стимулирует использование и развитие передовых технических достижений. Одной из инноваций в этой сфере является технология применения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), способная выполнять функции дистанционного наблюдения и контроля за состоянием обеспечения безопасности движения, транспортной и общественной безопасности, охраны труда, пожарной и экологической безопасности, а также способствовать ускорению подготовки и реализации планов ликвидации последствий транспортных происшествий.

Общие виды двух наиболее распространенных типов БПЛА1 — самолетного и вертолетного — представлены на рис. 1. Из числа БПЛА самолетного типа иногда выделяют БПЛА с вертикальным взлетом и посадкой (см. рис. 1в), а БПЛА вертолетного типа разделяют на БПЛА многовинтовые — мультикоптеры, среди которых в большей мере распространены четырехвинтовые — квадрокоптеры (см. рис. 1б) и традиционные вертолетного типа — одновинтовые (см. рис. 1г).

В настоящее время БПЛА — это высокотехнологичные аппараты, востребованные в самых разных отраслях экономики. Совместно со средствами обеспечения взлета и посадки, управления полетом и контроля за полетом одного или нескольких БПЛА они образуют так называемую беспилотную авиационную систему (БАС). К сожалению, несмотря на стремительное развитие и рост применения БАС в мире, объем российского рынка БАС в 2021 году составил менее 1% от мирового, т.е. порядка 11 млрд руб. [1]. Ожидается, что в 2022 году этот объем составит 22 млрд руб., к 2025 году может достигнуть 50 млрд руб., а к 2030 году — порядка 120 млрд руб. (рис. 2).

Тем не менее эти «догоняющие» темпы роста приведут лишь к тому, что доля всех используемых в мире БПЛА в России и странах СНГ к 2026 году составит 7,3% (что почти соизмеримо с Австралией — 6,4% и всей Африкой — 5,2%), тогда как в Европе она достигнет 16,6%, в Азиатско-Тихоокеанском регионе — 23,1%, в Северной Америке — 36,4%. Позади останутся только Ближний Восток — 3,3% и Южная Америка — 1,7% [1].

Для Цитирования:
В. М. Рудановский, БПЛА — на службу железнодорожной безопасности. Железнодорожник. 2023;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала