Необходимость обеспечения безопасности во всех отраслях народного хозяйства, в том числе на железнодорожном транспорте, стимулирует использование и развитие передовых технических достижений. Одной из инноваций в этой сфере является технология применения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), способная выполнять функции дистанционного наблюдения и контроля за состоянием обеспечения безопасности движения, транспортной и общественной безопасности, охраны труда, пожарной и экологической безопасности, а также способствовать ускорению подготовки и реализации планов ликвидации последствий транспортных происшествий.
Общие виды двух наиболее распространенных типов БПЛА1 — самолетного и вертолетного — представлены на рис. 1. Из числа БПЛА самолетного типа иногда выделяют БПЛА с вертикальным взлетом и посадкой (см. рис. 1в), а БПЛА вертолетного типа разделяют на БПЛА многовинтовые — мультикоптеры, среди которых в большей мере распространены четырехвинтовые — квадрокоптеры (см. рис. 1б) и традиционные вертолетного типа — одновинтовые (см. рис. 1г).
В настоящее время БПЛА — это высокотехнологичные аппараты, востребованные в самых разных отраслях экономики. Совместно со средствами обеспечения взлета и посадки, управления полетом и контроля за полетом одного или нескольких БПЛА они образуют так называемую беспилотную авиационную систему (БАС). К сожалению, несмотря на стремительное развитие и рост применения БАС в мире, объем российского рынка БАС в 2021 году составил менее 1% от мирового, т.е. порядка 11 млрд руб. [1]. Ожидается, что в 2022 году этот объем составит 22 млрд руб., к 2025 году может достигнуть 50 млрд руб., а к 2030 году — порядка 120 млрд руб. (рис. 2).
Тем не менее эти «догоняющие» темпы роста приведут лишь к тому, что доля всех используемых в мире БПЛА в России и странах СНГ к 2026 году составит 7,3% (что почти соизмеримо с Австралией — 6,4% и всей Африкой — 5,2%), тогда как в Европе она достигнет 16,6%, в Азиатско-Тихоокеанском регионе — 23,1%, в Северной Америке — 36,4%. Позади останутся только Ближний Восток — 3,3% и Южная Америка — 1,7% [1].