* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 25-28-01095, https://rscf.ru/project/25-28-01095/; Русская христианская гуманитарная академия имени Ф.М. Достоевского. The study was supported by a grant from the Russian Science Foundation № 25-28-01095, https://rscf.ru/project/25-28-01095/; Russian Christian Academy for Humanities named after Fyodor Dostoevsky.
Статья поступила 29.09.2025.
Статья одобрена к публикации 06.10.2025.
12 июня 1991 г. председатель Верховного совета РСФСР, народный депутат СССР Борис Ельцин и председатель Комитета Верховного совета РСФСР полковник Александр Руцкой в паре победили на выборах и заняли должности, соответственно, президента и вице-президента РСФСР. За них проголосовали 57,3% избирателей, что составляло 45 552 041 голос при числе зарегистрированных избирателей 106 484 518 и при населении 147 млн 400 тыс. человек [9; 24]. В июле 1996 г., набрав недостаточное количество голосов в первом туре выборов (35,3%, 26 665 495 голосов при 108 495 023 избирателях), Ельцин переизбрался Президентом России во втором туре (53,8%, 40 203 669 голосов) [18; 19]. В ноябре того же года он перенес операцию на сердце. 31 декабря 1999 г. Ельцин объявил о своей досрочной отставке.
В общей сложности Ельцин находился во главе России около 8,5 лет, что в сравнении со многими его предшественниками — не слишком долгий срок. Однако и спустя 25 лет после отставки Ельцина процесс формирования целостной картины отношения к политику далек от завершения. Продолжает эволюционировать и медиаобраз Ельцина, привлекая внимание социологов, политологов, историков, философов, культурологов, лингвистов и других исследователей.
Присутствие образа Ельцина в российской прессе по материалам семи крупных федеральных изданий за 2000-е гг. анализирует в своих работах Ю.П. Денисов [6; 7]; в своей статье, посвященной медиаобразу Ельцина, Д.А. Попцов изучает материалы трех периодических изданий («Огонек», «Литературная газета», «Дружба народов») за 1987–1991 гг. [17]. К.С. Юрчак описывает образ Ельцина по материалам «Российской газеты» и журнала The New Times начала 2000-х гг. [27; 28]. Фактор влияния медиаобраза первого Президента России на восприятие гражданами событий новейшей истории, в частности в период обострения политического конфликта осенью 1993 г., рассматривается О.Ю. Отроковой, О.М. Щербаковой, О.Ю. Гольцевой [15]; Д.В. Тумаков анализирует выступления Ельцина как источник по первой Чеченской кампании 1994–1996 гг. [22]; Ю.Р. Хакимова реконструирует коммуникационную стратегию Ельцина в период Косовского кризиса 1999 г. [23]. Аспекты визуализации образа Ельцина отражаются в работе М.В. Вятчиной [1].