Существование современной рыночной экономики и промышленности невозможно представить в отрыве от механизмов конкуренции, которая является основным стимулирующим фактором для развития и совершенствования технологических и технических процессов.
Актуальность исследуемой темы обусловлена в первую очередь тем, что масштабы недобросовестной конкуренции в Российской Федерации постоянно увеличиваются, в то же время правовые механизмы не всегда применимы к устранению производителей и продавцов, которые реализуют продукцию, являющуюся результатом недобросовестной конкуренции. В ряде случаев данные хозяйствующие субъекты, сокращая издержки на оборудовании, персонале, рекламной кампании, качестве продукции, используют товарные знаки или логотипы уже известных компаний. В условиях падения платежеспособности спроса населения и сокращения общей доли рынка предпочтения отдаются продукции недобросовестных производителей, в результате чего у первичных производителей увеличиваются убытки из‑за недополученной прибыли. Борьба с недобросовестной конкуренцией является условием и стимулом развития предпринимательства и промышленности в целом.
Результаты исследования предпосылок проявления недобросовестной конкуренции в российской экономике нашли свое отражение в работах: В. Д. Андрианова, Г. Л. Азоева, И. Б. Гуркова, Н. В. Долбня, A. B. Ишханова, И. В. Князевой, Г. В. Куликова, О. В. Михайлова, A.A. Орлова, С. Г. Светунькова, С. С. Сулакшина, P. A. Фатхутдинова, Н. Е. Фонаревой, А. Ю. Юданова, В.И. Якунина, Е. Г. Ясина.
Кроме этого, следует отменить, что изучение природы недобросовестной конкуренции и характера ее влияния на функционирование предприятий нашли отражение в работах таких зарубежных авторов, как П. Дойля, М. Портера, Дж. Робинсон, X. Такеути, Э. Чемберлена, Ф. А. Хайека, И. Шумпетера, N. Carvalho, C. M. Correa, W. M Landes, R. A. Posner, Marcus J. Millet и др.
Ценовая конкуренция и ее распространение объясняются тем, что при наличии на рынке однородных групп товаров с одним уровнем качества потребитель выберет тот товар, который будет дешевле.