Государственные заказы и закупки в России традиционно считаются зоной особого внимания из-за наличия таких проблем, как нестабильность, сложность, зарегулированность, а также коррупция и картелизация. И это несмотря на то, что данная система задумывалась как инструмент, который должен был повысить конкуренцию на рынке госзаказа и создать выигрыш для всех участников: для государства, которое должно было получить возможность покупать дешевле, без коррупции, качественные товары и услуги, и для подрядчиков, которые могли бы проявить себя наилучшим образом в сферах услуг или производства, где у них минимальные затраты и максимальная прибыль, тоже не участвуя в коррупционных схемах. Но в жизни все получилось сложнее.
Цель исследования: исследование вопросов, связанных с коррупционной составляющей в сфере государственного заказа и осуществлением мер, направленных на достижение конкретных результатов в сфере противодействия коррупции.
Задачи исследования: обзор ключевых вопросов, касающихся коррупционных преступлений в сфере закупочной деятельности, и мероприятий, направленных на их сокращение.
Изучены функционирующая нормативная база противодействия коррупции, мнения специалистов об эффективности борьбы с коррупционной составляющей в закупочной деятельности. Обработка и систематизация информации осуществлялись методами экспертных оценок и обобщения.
Изучение аналитических материалов, посвященных теме государственных и муниципальных закупок, позволяет сделать вывод, что данная сфера сильно подвержена коррупционным проявлениям преступного характера. На коррупцию приходится 41% от общего числа экономических преступлений, то есть она занимает второе место среди экономических преступлений. Еще одним распространенным видом преступлений в России в сфере закупок товаров и услуг является мошенничество. По различным оценкам специалистов, ежегодные потери от нарушений в сфере государственных закупок составляют миллиарды рублей.
Но потери от коррупции в сфере госзаказа могут быть не только финансовыми, но и качественными, когда заказчик выбирает не того поставщика, который лучше других исполнит условия контракта, а того, с которым вступил в сговор.