По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 631.162:657.22:637, ВАК 08.00.12

Борьба с коррупционными правонарушениями в сфере государственных закупок

Проданова Наталья Алексеевна д-р экон. наук, доцент, профессор базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Россия, 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: prodanova-00@mail.ru
Зацаринная Елена Ивановна канд. экон. наук, доцент базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Россия, 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: e29175z@yandex.ru

Тема коррупции фигурирует во многих новостных лентах. Это всемирное зло человечества. Не обошла она и сферу государственных и муниципальных закупок. Необходимость регулирования незаконных схем в этой области неоднократно подчеркивалась на государственном уровне. В статье рассмотрены правонарушения коррупционной направленности в системе государственного заказа, а также принимаемые на государственном уровне меры с целью предупреждения и пресечения таких фактов.

Литература:

1. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — Электрон. дан. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116964/.

2. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — Электрон. дан. — URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/.

3. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — Электрон. дан. — URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/.

4. О Национальном плане противодействия коррупции на 2018–2020 годы: Указ Президента РФ от 29.06.2018 № 378 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — Электрон. дан. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_301352/ https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=124945.

5. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru.

1. On procurement of goods, works and services by certain types of legal entities: Federal law of 18.07.2011 № 223-FZ. [Electronic resource]. / Consultant — plus. — Electron. dan. — Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116964/.

2. On the contract system in the procurement of goods, works and services for state and municipal needs: Federal law of 05.04.2013 № 44-FZ. [Electronic resource]. / Consultant — plus. — Electron. dan. — Access mode: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_144624/.

3. On combating corruption: Federal law № 273-FZ of 25.12.2008 [Electronic resource]. / Consultant — plus. — Electron. dan. — Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/.

4. About the National plan of counteraction of corruption for 2018–2020: the Decree of the President of the Russian Federation of 29.06.2018 № 378 [Electronic resource]. / Consultant — plus. — Electron. dan. — Access mode: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_301352/.

5. Federal law № 135-FZ of 26 July 2006 “on protection of competition”. — Access from the Internet. legal system “Consultant Plus”. — URL: http://www.consultant.ru.

Государственные заказы и закупки в России традиционно считаются зоной особого внимания из-за наличия таких проблем, как нестабильность, сложность, зарегулированность, а также коррупция и картелизация. И это несмотря на то, что данная система задумывалась как инструмент, который должен был повысить конкуренцию на рынке госзаказа и создать выигрыш для всех участников: для государства, которое должно было получить возможность покупать дешевле, без коррупции, качественные товары и услуги, и для подрядчиков, которые могли бы проявить себя наилучшим образом в сферах услуг или производства, где у них минимальные затраты и максимальная прибыль, тоже не участвуя в коррупционных схемах. Но в жизни все получилось сложнее.

Цель исследования: исследование вопросов, связанных с коррупционной составляющей в сфере государственного заказа и осуществлением мер, направленных на достижение конкретных результатов в сфере противодействия коррупции.

Задачи исследования: обзор ключевых вопросов, касающихся коррупционных преступлений в сфере закупочной деятельности, и мероприятий, направленных на их сокращение.

Изучены функционирующая нормативная база противодействия коррупции, мнения специалистов об эффективности борьбы с коррупционной составляющей в закупочной деятельности. Обработка и систематизация информации осуществлялись методами экспертных оценок и обобщения.

Изучение аналитических материалов, посвященных теме государственных и муниципальных закупок, позволяет сделать вывод, что данная сфера сильно подвержена коррупционным проявлениям преступного характера. На коррупцию приходится 41% от общего числа экономических преступлений, то есть она занимает второе место среди экономических преступлений. Еще одним распространенным видом преступлений в России в сфере закупок товаров и услуг является мошенничество. По различным оценкам специалистов, ежегодные потери от нарушений в сфере государственных закупок составляют миллиарды рублей.

Но потери от коррупции в сфере госзаказа могут быть не только финансовыми, но и качественными, когда заказчик выбирает не того поставщика, который лучше других исполнит условия контракта, а того, с которым вступил в сговор.

Для Цитирования:
Проданова Наталья Алексеевна, Зацаринная Елена Ивановна, Борьба с коррупционными правонарушениями в сфере государственных закупок. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2020;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: