Статья поступила: 30.10.2021.
The article was received: 30.10.2021.
Большинство киберпреступлений так или иначе связаны с сетью Интернет [1–3; 7]. В 1990-е гг. Интернет объединил в себе большинство существовавших сетей. Объединение выглядело привлекательным благодаря отсутствию единого руководства и открытости технических стандартов Интернета, что делало сети независимыми от бизнеса и конкретных компаний.
Началом киберпреступности в СССР можно считать преступление, официально зарегистрированное Международной организацией уголовной полиции «Интерпол», совершенное в 1979 г. в Вильнюсе. Оператор почтовой связи Н. путем мошенничества с использованием автоматизированного программно-технического комплекса «Онега» в течение двух лет совершала хищение денежных средств, направляемых государственными органами гражданам в качестве пенсий и пособий по старости. Одновременно с компьютерной осуществлялась обработка бумажных бухгалтерских документов. Несовершенство программного обеспечения «Онега» и ведение бухгалтерии на различных носителях позволили Н. длительное время создавать излишки подотчетных денежных средств, изымать их из кассы, присваивать и некоторое время уходить от ответственности.
Показатели киберпреступности не уменьшаются, а демонстрируют тенденцию к росту [15]. Киберпреступление сложно совершить лицу, не имеющему специальных знаний. Между тем высококвалифицированные киберпреступники могут осуществлять технологически сложную деятельность, такую же, как развитые ИТкомпании.
Киберпреступниками уже освоены такие технологии, как облачные вычисления, нейронные сети, приложение как сервис и, естественно, шифрование. Шансы быть пойманными они оценивают как минимальные. К сожалению, множество потерпевших не предпринимают даже основных мер безопасности, а компании не всегда правильно оценивают риски безопасности.
Киберпреступность масштабна, и хотя количество вредоносных действий в Интернете колеблется, в среднем наблюдается тренд на увеличение. Один из крупнейших провайдеров интернет-услуг сообщает, что выявляет 80 млрд вредоносных сканирований в день, что является результатом автоматических усилий киберпреступников по обнаружению уязвимых целей.