По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.1

Болонский процесс в России: pro et contra

А.А. Кирилловых кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного, административного права и правового обеспечения государственной службы, Юридический институт ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»

В статье проведен анализ организационных и правовых аспектов участия Российской Федерации в Болонском процессе. В контексте современного этапа социально-экономических развития, международных связей в условиях глобализации обозначены положительные и отрицательные стороны влияния болонской образовательной архитектуры на российскую систему высшего образования, показаны перспективы сохранения ее отдельных элементов в рамках развития отечественной высшей школы

Литература:

1. Memorandum of Higher Education in the European Community. Commission of the European Communities. Brussels.1991.

2. Баденко В.И. Болонский процесс: Курс лекций. — М.: Логос, 2004.

3. Блинов В.И., Сазонов Б.А., Лейбович А.Н., Батрова О.Ф., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации. − М.: ФГУ «ФИРО», Центр начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, 2010.

4. Ершова И.В. Социально-философские проблемы глобализации и интеграции на примере Болонского процесса. Автореф. дис. … канд. философ. наук. Архангельск. 2006.

5. Кирилловых А.А. Доступность высшего образования как принцип государственной образовательной политики: перспективы институционализации // Журнал российского права. 2022. № 5.

6. Кирилловых А.А. Образовательная политика государства в контексте национальной безопасности: организационноправовые аспекты // Юрист вуза. 2019. № 6.

7. Сенашенко В.С. Болонский процесс: обзор эволюции приоритетов и промежуточные итоги // Высшее образование в России. 2015. № 7.

8. Шитова Н.Б. Образовательная миграция в России: концептуальные вопросы правового регулирования // Журнал российского права. 2020. № 7.

9. Ягофаров Д.А. Правовая безопасность участия России в Болонском процессе // Право и образование. 2005. № 1.

Сегодня Болонский процесс рассматривается как важнейший компонент европейской интеграции, процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования.

Начало болонского процесса связывают с серединой 1970-х г., когда Советом Министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Позднее, в 1984 г. в рамках деятельности Европейской комиссии реализована инициатива повышения мобильности человеческого капитала на европейском рынке труда, основными инструментами которой стали: создание сети Национальных информационных центров по академическому признанию и мобильности; европейская система перезачета кредитов; приложение к диплому; информационная система EURYDICE1. Одним из последующих шагов болонского процесса в этой части является принятая в 1997 г. Лиссабонская конвенция о взаимном признании академических квалификаций.

При этом, нормативной базой для Болонского процесса явились:

1) Университетская хартия Magna Charta Universitatum (Болонья, 1988 г.)2;

2) Сорбонская декларация — Совместная декларация о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования (1998 г.)3.

Основными приоритетами указанных актов стало создание фундаментальных принципов единого европейского пространства (в том числе принцип автономии университетов) и единой зоны высшего образования для развития европейского континента.

В г. Болонья (Италия) 18-19 июня 1999 г. в рамках Зоны Европейского высшего образования, совместным заявлением европейских министров образования принята Болонская декларация4.

Магистральной целью участия в документе послужила необходимость создания единого образовательного пространства, обеспечивающим мобильность студентов, унификацию правового статуса европейских образовательных организаций. При этом, к целям Болонской Декларации практического характера следует отнести:

Для Цитирования:
А.А. Кирилловых, Болонский процесс в России: pro et contra. Юрист ВУЗа. 2022;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: