Сегодня Болонский процесс рассматривается как важнейший компонент европейской интеграции, процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования.
Начало болонского процесса связывают с серединой 1970-х г., когда Советом Министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Позднее, в 1984 г. в рамках деятельности Европейской комиссии реализована инициатива повышения мобильности человеческого капитала на европейском рынке труда, основными инструментами которой стали: создание сети Национальных информационных центров по академическому признанию и мобильности; европейская система перезачета кредитов; приложение к диплому; информационная система EURYDICE1. Одним из последующих шагов болонского процесса в этой части является принятая в 1997 г. Лиссабонская конвенция о взаимном признании академических квалификаций.
При этом, нормативной базой для Болонского процесса явились:
1) Университетская хартия Magna Charta Universitatum (Болонья, 1988 г.)2;
2) Сорбонская декларация — Совместная декларация о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования (1998 г.)3.
Основными приоритетами указанных актов стало создание фундаментальных принципов единого европейского пространства (в том числе принцип автономии университетов) и единой зоны высшего образования для развития европейского континента.
В г. Болонья (Италия) 18-19 июня 1999 г. в рамках Зоны Европейского высшего образования, совместным заявлением европейских министров образования принята Болонская декларация4.
Магистральной целью участия в документе послужила необходимость создания единого образовательного пространства, обеспечивающим мобильность студентов, унификацию правового статуса европейских образовательных организаций. При этом, к целям Болонской Декларации практического характера следует отнести: